вернуться на главную

ЕДИНЫЙ РЕГУЛЯТОР КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ
В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

       В.И.Мухопад – докт. экон. наук, проф. РГАИС, академик РАЕН (Москва, vladenie9@yandex.ru), отмечает ограниченный характер и неэффективность сложившейся системы управления процессом использования интеллектуальной собственности в российской экономике и социальной жизни. Автор указывает на крайне низкий уровень использования изобретений и других охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в целях технологического обновления и инновационного развития страны. По его мнению, данная проблема не может быть решена в рамках сложившейся системы управления интеллектуальной собственностью. В этой связи автор положительно оценивает инициативу Роспатента по созданию на базе ведомства единого регулятора в сфере интеллектуальной собственности.
       Ключевые слова: изобретение, результат интеллектуальной деятельности, промышленная применимость, управление интеллектуальной собственностью, единый регулятор в сфере интеллектуальной собственности.

       A SINGLE REGULATOR AS A METHOD OF MANAGEMENT IN THE SPHERE OF INTELLECTUAL PROPERTY
       V.I.Mukhopad, Doctor of Economics, Professor of the Russian State Academy of Intellectual Property (PGAIS), Academician of the Russian Academy of Natural Sciences (RANS) (Moscow, vladenie9@yandex.ru), notes the limited character and inefficiency of the current system of management of intellectual property in Russian economy and social life. The author points out the extremely low level of use of inventions and other protected results of intellectual activities for technological upgrade and innovation development of the country. In his opinion, this problem cannot be solved within the framework of existing system of intellectual property management. In this context, the author appreciates the initiative of Rospatent on creation of the basis of the Office of a single regulator in the field of intellectual property.
       Key words: invention, result of intellectual activities, industrial property, management of intellectual property, single regulator in the sphere of intelllctual property.


        Понятие «промышленная применимость» , как известно, наряду с изобретательским уровнем и новизной является обязательным условием патентоспособности изобретений и других результатов интеллектуальной деятельности. В п. 4 ст. 1350 ГК РФ говорится, что «изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях экономики или в социальной сфере» . Этот признак широко используется экспертами ФИПС при принятии решений о выдаче охранных документов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности. О фактическом использовании условия «промышленная применимость» в правовой охране результатов интеллектуальной деятельности можно судить по числу и видам выданных охранных документов, публикуемых в годовых отчетах Роспатента.

       Так, из данных годового отчета Роспатента за 2015 г. видно, что на начало 2016 г. число действующих патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и свидетельств на программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем, права на которые принадлежат Российской Федерации, составляет 6378, в том числе патентов на изобретения – 2762, полезные модели – 1037, промышленные образцы – 61, свидетельств на программы ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем – 2518. В 2015 г. число выданных охранных документов на объекты интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат государству, составило 1290, включая изобретения – 359, полезные модели, промышленные образцы – 7, программы ЭВМ, базы данных и топологии микросхем – 5541.
       1 Годовой отчет о деятельности Роспатента за 2015 год. М., 2016.
       Приведенные данные свидетельствуют о фактическом использовании условия «промышленная применимость» в сфере правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности. К сожалению, эти данные имеют ограниченное применение. Они не дают ответа на главный вопрос – о фактическом использовании огромного потенциала получивших правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики и социальной сфере. Отсутствие этих данных не позволяет оценить объективную рыночную ситуацию с использованием наиболее ценных инноваций в стране и проводить эффективную государственную политику в данной области.
       В идеальном виде любое изобретение и другие охраняемые результаты интеллектуальной деятельности производственного применения имеют полный жизненный цикл, включающий следующие стадии своего развития:
       1) идея, замысел;
       2) маркетинговые и патентные исследования;
       3) НИОКР;
       4) создание и доработка образца продукции или технологии;
       5) правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности;
       6) внедрение и начало серийного производства на базе результатов интеллектуальной деятельности;
       7) выведение товаров или прав на объекты интеллектуальной собственности на рынки;
       8) монополизация (коммерциализация) рынков товаров и лицензий и обеспечение максимальных продаж;
       9) модернизация продукции и технологий для удержания позиций на рынке;
       10) уход с рынка.

       Очевидно, что экономический и социальный эффект от использования результатов интеллектуальной деятельности может быть получен только в случае, если они проходят все стадии своего жизненного цикла. На стадиях 1–6 правообладатели несут огромные расходы, компенсация которых и получение дохода от их использования возможны лишь на стадиях 7–9, то есть при условии их коммерциализации.
       В различных публикациях, выступлениях специалистов на конференциях, форумах, симпозиумах, в образовательных организациях, в системе переподготовки и повышения квалификации нередко даются противоречивые оценки фактическому использованию в отечественном бизнесе и социальной сфере результатов интеллектуальной деятельности, получивших правовую охрану. Диапазон этих оценок колеблется от 0,5 до 5%, но ни одна из них не основана на использовании достоверных статистических данных, поскольку в стране нет системы учета, контроля и управления не только на стадиях 7–9, но и на стадиях 1–6 их жизненного цикла.
       В годовом отчете Роспатента приводятся данные о заключенных в стране договорах об отчуждении прав на патенты и лицензионных соглашениях. В 2015 г. было зарегистрировано 2858 таких договоров, включая договоры об отчуждении патентов – 1191, исключительные лицензии – 224, неисключительные лицензии –1443. Эти данные свидетельствуют о фактическом применении охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в отечественной экономике. Но, во-первых , они не затрагивают главного направления использования результатов интеллектуальной деятельности в собственном бизнесе предприятий и организаций и, во-вторых , приводимая статистика дается по числу сделок без их оценки в стоимостном выражении. В ведущих странах и в международных финансовых организациях статистика использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности приводится в стоимостном выражении.
       Система управления использованием охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в российской промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики и социальной сфере, на наш взгляд, может решаться двумя путями. Первый – оставить сложившуюся систему управления без изменения и ограничить сферу ее действия разработкой и правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности. Их промышленное использование в экономике и социальной сфере предоставить рынку, как это было задумано и реализовано либералами в 1990 гг. Именно тогда была разрушена единая система управления процессом разработки, правовой охраны и промышленного применения результатов интеллектуальной деятельности в экономической и социальной сфере, созданная при плановой экономике.
       Второй путь предполагает создание системы сквозного контроля и комплексного управления результатами интеллектуальной деятельности на стадии не только их правовой охраны, но и промышленного применения и коммерциализации на уровне отдельных предприятий, министерств, ведомств и национальной экономики в целом. Такая система позволит не только представить объективную информацию о промышленном использовании получивших правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, но и проводить ее анализ на уровне предприятий, отраслей, субъектов федерации и национальной экономики, выявлять недостатки и положительный опыт, намечать пути широкого и эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности при создании инновационной экономики, включая их реализацию в программах импортозамещения и технологического обновления российской экономики.
       Представляется, что второй путь системного подхода к анализу ситуации и реализации новейших разработок в отрасли успешно осуществлен в военно-промышленном комплексе, о чем в своем докладе на открытом заседании Госдумы в феврале 2017 г. сообщил министр обороны России С.К.Шойгу. Он рассказал об опережающих темпах перевооружения армии, достигнутых в течение последних четырех лет. Более 60% доли современного вооружения, включая танки и боевые бронемашины, корабли, ракетные комплексы, ядерное вооружение, выполнено на высоком современном уровне. Создано сплошное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении на всех направлениях. Россия устойчиво занимает второе место в мире по экспорту вооружения в зарубежные страны. Такие достижения вряд ли были бы возможны без системного подхода к анализу и реализации путей внедрения новейших достижений оборонной промышленности.
       Важно отметить, что новый подход и совершенствование системы управления интеллектуальной собственностью в российской экономике не только находит все больше сторонников, но и приобретает реальные организационные формы в виде создания на базе Роспатента единого регулятора в сфере интеллектуальной собственности.
       В недавнем интервью Газете.Ru глава Роспатента Г.П.Ивлиев сообщил о принятом высшей исполнительной властью решении о наделении патентного ведомства дополнительными полномочиями в сфере экономической деятельности на основе создания специального органа – единого регулятора в сфере интеллектуальной собственности. Новой службе передадут все полномочия, связанные с интеллектуальной собственностью, которые сейчас делят между собой несколько министерств. Например, Минэкономразвития России вопросами интеллектуальной собственности занимается в рамках развития инновационной деятельности, а Минобрнауки – в рамках обеспечения образования и научной деятельности. Вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью, воспринимаются как вторичные, вспомогательные. Сегодня, по заявлению главы Роспатента, «мы занимаемся правовой охраной, контролем и надзором. Но не можем заниматься вопросами содействия бизнесу и госорганам в создании интеллектуальной собственности, в выводе новых продуктов на рынок, в коммерциализации объектов интеллектуальной собственности» . В качестве первых шагов по созданию единого регулятора в сфере интеллектуальной собственности глава ведомства называет создание стратегии развития интеллектуальной собственности, от подготовки кадров, образования до коммерциализации охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и поддержки зарубежного патентования2.
       2 Интервью Г.Ивлиева Газете.Ru//www.rupto.ru
       21 июля 2016 г. в Москве состоялся организованный Объединением корпоративных юристов России (ОКЮР) круглый стол на тему «Перезагрузка. Роспатент как единый регулятор в сфере интеллектуальной собственности. Грядущие изменения в целях улучшения гражданско-правового оборота результатов интеллектуальной деятельности». На круглом столе был особо отмечен высокий уровень представительства патентного ведомства. Выступили руководитель Роспатента Г.Ивлиев, заместитель руководителя Роспатента Л.Кирий, начальник управления организации предоставления государственных услуг Роспатента Д.Травников, советник управления А.Рогалева, начальник управления международного сотрудничества Н.Бузова, руководитель Палаты по патентным спорам ФИПС Н.Ложкина, начальник отделения товарных знаков и промышленных образцов Р.Захаров, начальник отделения информационных систем, технологий и ресурсов Ф.Востриков. От Минкультуры России выступили директор нормативно-правового департамента Н.Ромашова, начальник отдела правовой экспертизы К.Мирясова.
       Выступление Г.П.Ивлиева было посвящено реформированию деятельности Роспатента на основе создания в его структуре единого регулятора интеллектуальной собственности. Он отметил, что сложившаяся ситуация с разделением полномочий в сфере интеллектуальной собственности между различными государственными органами (Минобрнауки, Минэкономразвития, Минкультуры России и другие ведомства) диктует необходимость создания на базе Роспатента единого регулятора интеллектуальной собственности3. С подробным изложением своей позиции по реформированию деятельности руководитель Роспатента выступил на встрече с коллективом РГАИС 1 марта 2017 г.
       3 Круглый стол «Диалог с властью» на тему «Перезагрузка. Роспатент как единый регулятор в сфере интеллектуальной собственности. Грядущие изменения в целях улучшения гражданско-правового оборота результатов интеллектуальной деятельности». М.: ОКЮР, 21 июля 2016 г.
       В июне 2016 г. правительственная комиссия по проведению административной реформы подтвердила необходимость создания на базе Роспатента единого регулятора в сфере интеллектуальной собственности, практическая реализация которого потребует немалых усилий. Однако настораживает, что упомянутые на круглом столе содержательные и, безусловно, важные предложения его участников по совершенствованию деятельности Роспатента были сделаны в условиях сложившейся системы управления интеллектуальной собственностью в стране. Вопрос о реорганизации деятельности Роспатента на основе создания единого регулятора интеллектуальной собственности, кроме как в докладе его руководителя, практически не был затронут в выступлениях других участников круглого стола.
       Проблема неэффективности охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, их промышленного применения в экономике страны неоднократно обсуждалась на страницах журнала «Патенты и лицензии. Интеллектуальные права»4. Так, в № 8/2016 была опубликована моя статья5. В адрес президиума совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам мною было направлено обращение «О формировании комплексной системы управления интеллектуальной собственностью промышленного назначения в стране» с предложением включить данный вопрос в перечень приоритетных проектов совета. Текст обращения был также опубликован в указанном номере журнала. На мой взгляд, предложенная в письме комплексная система управления интеллектуальной собственностью промышленного назначения практически полностью созвучна с решением правительственной комиссии о создании на базе Роспатента единого регулятора интеллектуальной собственности.
       4 См., например: Мухопад В.И. Интеграция интеллектуальной собственности в национальную инновационную систему России. Часть I//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2012. № 10. С. 15; часть II//Там же. № 11. С. 22.
       5 Мухопад В.И. Нужна ли интеллектуальная собственность российской экономике?//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. № 9. С. 62.

       К сожалению, реакция на письмо в совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам была традиционной. Письмо перенаправили в Роспатент для ответа, который был дан с позиций сложившейся и незыблемой системы управления интеллектуальной собственностью, не выходящей за рамки правовой охраны, контроля и надзора за ее осуществлением.
       Родившаяся в рамках Роспатента идея создания в его структуре единого регулятора интеллектуальной собственности основана на осознании того, что система управления интеллектуальной собственностью в стране не может ограничиваться правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности с передачей вопросов их использования в экономике и социальной сфере стихии рынка.
       Реализация принятого в июне 2016 г. правительственной комиссией по проведению административной реформы решения о создании на базе Роспатента единого регулятора интеллектуальной собственности потребует разработки, рассмотрения и утверждения проекта, определяющего порядок его создания и функции. Считаем целесообразным включить вопрос о едином регуляторе в сфере интеллектуальной собственности в перечень приоритетных проектов совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам при Президенте Российской Федерации.

Список литературы

       1. Годовой отчет о деятельности Роспатента за 2015 год. М., 2016.
       2. Интервью Г.Ивлиева Газете.Ru//www.rupto.ru
       3. Круглый стол «Диалог с властью» на тему «Перезагрузка. Роспатент как единый регулятор в сфере интеллектуальной собственности. Грядущие изменения в целях улучшения гражданско-правового оборота результатов интеллектуальной деятельности». М.: ОКЮР, 21 июля 2016 г.
       4. Мухопад В.И. Интеграция интеллектуальной собственности в национальную инновационную систему. Части I и II//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2012. № 10, 11.
       5. Мухопад В.И. Нужна ли интеллектуальная собственность российской экономике?//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. № 9.