LOGO

«Патентный поверенный»

№ 1_2005

Редакция   |   Главная   |   О журнале   |   Авторам   |   Подписка   |   Архив   |   Фото   |   Контакты


Закон о патентных поверенных:
работа продолжается


А.А.ХРИСТОФОРОВ  –  адвокат и патентный поверенный, партнер юридической фирмы
                                         «Жигачев и Христофоров» (Москва)

В этом номере вниманию читателей предлагается новая версия проекта федерального закона РФ «О патентных поверенных»*.

* Патентный поверенный. 2005. № 1. С. 62.


       Проект подготовлен автором настоящей статьи совместно с патентным поверенным Н.А.Рыбиной (НПО «Черноголовка») на основе идей, обсужденных рабочей группой АРПП и участниками нескольких научно-практических конференций Ассоциации**.
       ** Первоначальный вариант данной статьи под названием «Зачем нужен закон о патентных поверенных?» был опубликован в журнале «Патенты и лицензии» № 2 за 1999 г. Как видите, с тех пор ситуация мало изменилась.
       Естественный вопрос, который, вероятно, сразу же возникнет: нужен ли этот закон, каков будет положительный эффект от его принятия?
       Во-первых, за более чем десятилетие действия Положения о патентных поверенных выявились мешающие всем проблемы, которые должны быть решены только на уровне федерального закона. Например:
       необходимость предоставления патентным поверенным исключительного права (то есть введение «лицензирования») не только представительства иностранных заявителей, но и оказания важнейших патентных услуг как таковых;
       оформление сообщества патентных поверенных в качестве саморегулируемого профессионального объединения и передача ему необходимых полномочий;
       официальная либерализации формы и срока действия доверенности;
       необязательность страхования профессиональной ответственности, влекущая за собой его дороговизну (при том, что отсутствие страхования конкретного поверенного или фирмы означает постоянный риск разорения и недоверие крупных компаний – клиентов)
.
       Во-вторых, стало ясно, что общественное положение представителей той или иной профессии, наряду с другими более принципиальными факторами, зависит и от уровня ее правового регулирования, грубо говоря, от отдельного закона. Это особенно важно при осуществлении представительства перед судами и другими государственными органами, которые, как показывает мой опыт, обычно знают, кто такой адвокат, но часто не знают, кто такой патентный поверенный.
       Работая в Роспатенте, я сталкивался и с совершенно анекдотичными случаями. Например, на один из представленных патентным ведомством законопроектов, где упоминались патентные поверенные, Министерство юстиции Российской Федерации дало заключение, в котором, в частности, утверждалось, что никаких патентных поверенных отечественным законодательством не предусмотрено.
       В-третьих, практика и мировой опыт указывают на необходимость правил профессиональной этики, уточнение требований, которые должны предъявляться к кандидату в патентные поверенные, и некоторые другие нормы. Вероятно, в какой-то степени эти проблемы, если бы существовали только они, можно было бы решить внесением изменений в Положение о патентных поверенных. Однако теперь само существование такого Положения, утверждаемого Правительством РФ, становится проблематичным. Да и как ввести правила профессиональной этики, если нет объединения патентных поверенных, правомочного их утвердить?
       В-четвертых, желательна кодификация отдельных положений действующего законодательства, которые сегодня непонятны многим патентным поверенным и проверяющим их органам. Так, обязательность регистрации лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, уже давно установлена ГК. Тем не менее, встречи и беседы с патентными поверенными показывают, что большинство из них не задумывалось о том, в какой мере это относится к ним в ситуации, когда они работают в одной организации и по заключенным лично ими договорам оказывают патентные услуги другим организациям или частным лицам.
       Существуют также проблемы налогообложения, которые не могут быть решены в этом законе, поскольку являются предметом исключительно налогового законодательства, однако закон должен послужить базой для их решения в дальнейшем.
       Говоря о самом проекте закона, необходимо отметить, что его основой послужили оправдавшие себя нормы Положения 1993 г.: требования к патентному поверенному, трехстадийный процесс предоставления полномочий патентного поверенного, ведение реестра патентных поверенных патентным ведомством, обязательность предоставления и публикации информации о месте работы, разновидности мер дисциплинарной ответственности и т.д.
       Важнейшие предлагаемые нововведения в проект закона «О патентных поверенных» сводятся к следующему.
       Предлагается предоставить патентным поверенным исключительное право на все виды представительства перед Роспатентом и Палатой по патентным спорам, а также на подготовку проектов соответствующих документов. Изъятия из этого правила сводятся в основном к сохранению права отечественного заявителя осуществлять эти действия самостоятельно или (для юридических лиц) силами своих сотрудников, а заявителей из стран – бывших республик СССР, с которыми заключены соответствующие соглашения, – также через национальных патентных поверенных. Установление исключительного права патентных поверенных должно служить интересам потребителей, ограждаемых от предложения этого важнейшего вида патентных услуг лицами, чья квалификация не проверена в установленном порядке.
       Предлагается предоставить патентным поверенным самоуправление, осуществляемое через профессиональное объединение – Российскую палату патентных поверенных. Палата должна будет получить значительные полномочия в аттестации патентных поверенных, а также полностью решать вопросы профессиональной этики и наложения дисциплинарных взысканий.
       В перспективе, аналогично с адвокатами, предлагается ввести обязательное страхование профессиональной ответственности – меру, направленную, с одной стороны, на защиту имущественных интересов самих патентных поверенных (имущественная ответственность за профессиональные ошибки уже есть, а ее страхование дорого из-за неустранимых в такой ситуации подозрений страховщиков о возможности мошеннического сговора патентного поверенного и потребителя, в итоге патентные поверенные постоянно рискуют лишиться всего своего имущества и оказаться на улице), а с другой стороны, на усиление защищенности потребителей патентных услуг и уровня их доверия к патентным поверенным. Понятно, что типичная ситуация отсутствия у индивидуального патентного поверенного или фирмы имущества, которым они готовы были бы отвечать за свои возможные ошибки, такому доверию никак не способствует и должна быть компенсирована. К поверенным, работающим по найму, все это, как правило, не относится, поэтому на них обязательное страхование профессиональной ответственности не распространяется.
       Патентный поверенный – профессия интернациональная. Поэтому все названные положения опираются на мировой опыт. Как представляется, они не были введены в Положение 1993 г. в основном из-за тогдашней незрелости российской патентной системы, насчитывавшей полтора года существования и меньше двух десятков патентных поверенных, которые просто не могли обеспечить весь объем соответствующих услуг, организовать полноценное профессиональное объединение, «потянуть» обязательное страхование профессиональной ответственности и беспристрастно судить о репутации вновь прибывающих кандидатов при отсутствии проработанных правил профессиональной этики. Сейчас, на двенадцатом году действия патентной системы и при почти 1000 патентных поверенных такие изменения представляются вполне своевременными.
       Также отчасти опирается на мировой опыт или, по крайней мере, представляет движение по направлению к нему правило о том, что юридические лица, оказывающие патентные услуги, должны иметь в уставе запись о том, что это входит в предмет их деятельности. Законодательства многих других стран подходят к этому гораздо жестче, запрещая как самим патентным поверенным, так и их фирмам совмещать патентные услуги с любой другой экономической активностью, кроме юридических услуг.
       Другие предложенные в проект закона новшества представляются в основном самоочевидными.
       Для дальнейшей работы нам необходимо знать ваше мнение о данном проекте закона, как о его целесообразности в целом, так и об отдельных положениях. Ваши предложения и замечания просьба направлять по адресу: юридическая фирма «Жигачев и Христофоров», Б.Николоворобинский пер., д.10, оф. 5, Москва, 109028, по тел. (095) 781-48-88, факсу 781-45-10 или электронной почте achristophoroff@z-c.ru

       От редакции. Мы надеемся, что обсуждение проекта закона продолжится на страницах журнала «Патентный поверенный». Ждем ваших статей, замечаний, предложений на эту актуальную, животрепещущую тему.

Редакция   |   Главная   |   О журнале   |   Авторам   |   Подписка   |   Архив   |   Фото   |   Контакты