LOGO

Патентный поверенный   

№ 3_2020

Редакция   |   Главная   |   О журнале   |   Авторам   |   Подписка   |   Архив   |   Фото   |   Контакты


Новый ГОСТ по патентным исследованиям необходим


М.М.ЧУГУНОВА – канд. физ.-мат. наук, патентный поверенный, заместитель директора
                                по развитию компании патентных поверенных «АРС-патент»
                                (Москва, chugunova@ars-patent.com)


По мнению автора статьи, выполнение работы по ГОСТу должно подразумевать однозначно понятную процедуру и служить залогом получения качественной и достоверной информации.

       Потребность переработки текущей редакции ГОСТ Р 15.011-96 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения» назревала давно. С момента введения в действие указанного документа на территории Российской Федерации в области интеллектуальной собственности произошли немалые изменения. Наиболее значительными из них, несомненно, стали введение обновленных норм патентного права в ГК РФ и глобальная цифровизация патентного поиска. Такие перемены неизбежно оказали влияние как на содержание, так и на предпочтительную форму представления информации при проведении патентных исследований.
       Однако ввиду отсутствия в течение более чем 20 лет соответствующей законодательной инициативы исполнители были вынуждены загонять результаты своей работы в рамки устаревших требований. Результатом такого положения стало неограниченное расширение вариаций трактовки необходимых и достаточных компонентов патентного исследования, а также смещение акцентов на форму предоставления отчета. По существу все пользователи единогласно сходились лишь в одном – для корректного выполнения патентных исследований по ГОСТ Р 15.011-96 необходимо заполнить приложения А, Б, В, в частности, таблицу В.6.1.
       Именно избыточность информации в таблице В.6.1 на современном этапе развития информационных технологий и послужила искрой для идеи переработки ГОСТа. Инициатива компании «АРС-патент» в этом вопросе была поддержана ФГУП «ВНИИОФИ» – научным метрологическим институтом подведомственной организации Росстандарта. Для эффективного взаимодействия разработчиков была создана совместная рабочая группа, в компетенцию которой вошла разработка сопутствующей документации и составление текста проекта новой редакции нормативного документа.
       Однако работающий национальный стандарт может быть сформирован только при вовлечении всего профессионального сообщества, поэтому в ходе развития проекта рабочей группой была создана информационная площадка (https://ars-patent.ru/gost-r-15-011-2020/), и при поддержке патентных поверенных Москвы и Санкт-Петербурга проведено посильное оповещение заинтересованных специалистов. Результатом компиляции мнений, полученных на предварительном этапе, стала первая редакция проекта ГОСТ Р 15.011-2020, направленная в технический комитет по стандартизации и доступная на вышеуказанном виртуальном ресурсе.
       Основной акцент в новой редакции предложено сделать на четком выделении в процедуре патентного исследования трех заинтересованных сторон: заказчика (например, госзаказчика), разработчика (например, НИИ) и исполнителя (например, патентной фирмы или патентного отдела). В контексте ГОСТ Р 15.011-96 указанные фигуры по большому счету представляют собой единое целое, а само исследование – часть комплексных работ хозяйствующего субъекта. Такая постановка вопроса в современных реалиях сильно затрудняла взаимопонимание инициатора патентного исследования (стороны, прописавшей необходимость его проведения в техническом задании) и конечного исполнителя (например, патентного поверенного или патентоведа). В отсутствие прямого диалога исполнитель не получает четких указаний относительно задач исследования (какой вид исследования необходимо провести, с какой целью и т.д.), а текущая редакция стандарта напрямую не содержит конкретных рекомендаций по этому вопросу.
       Результатом такой ситуации стали формирующиеся негласные правила между постоянным заказчиком и традиционными исполнителями научно-исследовательских работ, которые устанавливались путем опосредованного предоставления запросов мониторинговой организации. Таким образом, содержание патентных исследований, по существу, оказалось привязано не к ГОСТу, а к ожиданиям того или иного держателя контракта. Такое положение особенно болезненно для конечного исполнителя, работающего с различным заказчиками и тем самым вынужденного по несколько раз переделывать работу, подстраиваясь под новые требования. Еще сложнее ситуация с оценкой такой работы, так как соответствующий ожидаемый объем патентных исследований по ГОСТ Р 15.011-96 может различаться в разы.
       Исходя из сказанного, первой задачей по актуализации ГОСТа стало формирование более прозрачной схемы взаимодействия участников процесса. Графическое представление, иллюстрирующее эту идею, вошло в приложение Д к первой редакции нового проекта ГОСТа (см. рис.).
       Другим важным моментом в первой редакции стало четкое разграничение видов патентных исследований. Предложено выделить:
       патентные исследования на определение уровня техники;
       патентные исследования на выявление охраноспособного результата интеллектуальной деятельности;
       патентные исследования на проверку патентной чистоты;
       иные патентные исследования.

       Однако состав и терминология указанного перечня, а также обозначения заинтересованных сторон вызвали дискуссии и в настоящий момент находятся на обсуждении. Спорными оказались и вопросы о формулировании требований к квалификации исполнителя патентного исследования, возможности внесения в отчет обезличенных статистических данных (патентных ландшафтов), сроках проведения исследований и так далее. Особое внимание было уделено корректировке перечня и содержания обязательных таблиц.
       Принятие взвешенного коллегиального решения по обозначенным проблемам позволит не только упростить формальную сторону оформления отчета, но и повысить значимость проведения патентных исследований. Выполнение работы по ГОСТу должно подразумевать однозначно понятную процедуру и служить залогом получения качественной и достоверной информации.
       После публичного обсуждения предложенной первой редакции ГОСТ Р 15. 011-2020 и по результатам полученных отзывов представителей заинтересованного профессионального сообщества, выдвинувших обоснованные конструктивные предложения, планируется сформировать консультационный совет. В его компетенцию войдет подготовка концептуальных рекомендаций для рабочей группы. Подготовка окончательной редакции запланирована на 2020 г., а введение в действие нового ГОСТа – на 2021 г.

Редакция   |   Главная   |   О журнале   |   Авторам   |   Подписка   |   Архив   |   Фото   |   Контакты