LOGO

Патентный поверенный   

№ 4_2023

Редакция   |   Главная   |   О журнале   |   Авторам   |   Подписка   |   Архив   |   Фото   |   Контакты


Сказ о патентных пошлинах…


С.Б.УСКОВА – патентный поверенный, директор юридической компании «Усков и партнеры»
                          (Санкт-Петербург, s.uskova@uskov.ru)


Жили-были два великана – Роспатент и Госуслуги. Вокруг них суетились какие-то люди… Патентные поверенные и заявители задавали вопросы, но великаны не спешили отвечать на них. Ведь, как известно, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

       Началась эта история в 2018 г., когда патентные поверенные и заявители стали получать счета на оплату патентных пошлин. Задолженности росли, начисления приходили, заявители задавали вопросы, и мы обратились в Роспатент. Нам сообщили, что по каждой пошлине в обязательном порядке формируются начисления, которые автоматически передаются в государственную информационную систему государственных и муниципальных платежей. Далее указанные в них суммы пошлин отражаются в кредитных организациях и информационных системах как задолженности по уплате пошлин. Если начисление оформлено позже оплаты, технические средства не позволяют автоматически снять задолженность. По каждому начислению надлежит направлять ходатайство о снятии. То есть начисляется автоматически, а снимается вручную…
       В 2020 г., после небольшого затишья, счета посыпались с удвоенной силой, видимо, наверстывая время, когда они не приходили. Измученные разговорами с недовольными заявителями, мы снова написали обращение. Роспатент в ответном письме сообщил, что «программа доработана, и все начисления закрываются оплатой. Таким образом, задолженность закрывается автоматически». Но это не так. Начисления продолжают приходить через год после оплаты, задолженности растут. Заявители возмущаются и требуют от нас снятия начислений. Один из наших клиентов получил отказ в выдаче кредита, так как у него есть начисление оплаты. У другого клиента суммы начислений были заблокированы на расчетном счете.
       Представляется нецелесообразным проводить данные начисления, так как в отличие от штрафов оплата патентных пошлин является правом, а не обязанностью заявителя. Заявитель по разным причинам может принять решение не продолжать делопроизводство по регистрации товарного знака. Планирование бюджета из расчета необязательных платежей может негативно отразиться на экономике в целом. Ряд документов, например, делопроизводство по договорам или продлению охраны товарных знаков, направляется в Роспатент уже после оплаты патентных пошлин. Начисление пошлины в размере 1400 руб. за оформление свидетельства на бумажном носителе вызывает удивление, так как заявитель оплачивает указанную сумму по желанию. Патентные поверенные являются представителями, то есть оплата патентных пошлин осуществляется в интересах третьих лиц. Таким образом, у нас нет обязанности по оплате данных пошлин. Они оплачиваются после поступления оплаты от доверителя.
       Ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) регулирует отношения между администратором доходов бюджета (Роспатентом) и Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Однако БК РФ не предполагает информирование заявителя или его представителя об отношениях Роспатента и ГИС ГМП. Администратор доходов бюджета «осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним». То есть в его обязанности входит контроль за правильностью и своевременностью начисления платежей.
       По каждому делопроизводству приходит несколько писем. Информация о платежах и их зачислениях дублируется корреспонденцией из Роспатента. Поэтому информация о получении счетов и их оплате, направленная в виде электронных писем с портала государственных услуг (ЕПГУ), является излишней. Письма с начислениями поступают не регулярно, а эпизодически. Следовательно, это необязательное действие. В противном случае можно предположить, что Роспатент систематически нарушал требования, установленные БК РФ.
       После очередного потока начислений я направила обращение на портал государственных услуг. Приложила переписку с Роспатентом, который ссылается на то, что этот вопрос не находится в его компетенции. Госуслуги любезно уведомили меня, что я получу ответ, и указали, в какой срок. Правда, Госуслуги переслали мое обращение в ФИПС.
       Данная ситуация приводит к двойным оплатам и вызывает вопросы клиентов, что, в свою очередь, вынуждает нас тратить рабочее время на объяснение полученных ими документов на оплату. Полагаю, что в XXI в. возможно автоматизировать процессы, чтобы не предлагать заявителям писать ходатайства для снятия задолженностей.
       В своем обращении я просила:
       оценить целесообразность данных начислений,
       изыскать возможность не проводить начисления по уже проведенным оплатам,
       разместить информационное сообщение для заявителей,
       изменить формулировку начисления с «Вам нужно внести» на «Проверьте необходимость оплаты».

       Пока великаны молчат, но я очень надеюсь, что у этой длинной истории будет хороший конец.

Редакция   |   Главная   |   О журнале   |   Авторам   |   Подписка   |   Архив   |   Фото   |   Контакты