вернуться на главную

УДК 347.2(075.8)

ФОРМАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РОССИИ

       В статье В.И.Мухопада – докт. экон. наук, проф., академика РАЕН, экономиста-международника (Москва, vladenie9@yandex.ru), проводится анализ состояния и тенденций развития системы государственного управления интеллектуальной собственностью в гражданском секторе экономики страны. Автором показано, что несмотря на отмену ст. 138 ГК РФ и введение в четвертую часть Кодекса ст. 1225, толкующей интеллектуальную собственность как охраняемую инновацию, в стране сохраняется основанный на ст. 138 однополярный порядок управления интеллектуальной собственностью.
       Приведены негативные последствия такой системы, ведущие к сокращению использования потенциала интеллектуальной собственности в гражданском секторе российской экономики. Обосновано предложение о создании в России министерства технологий, ориентированного на повышение роли государственного сектора в системе управления интеллектуальной собственностью в науке, образовании и экономике страны.

       Ключевые слова: однополярный и многополярный порядок управления интеллектуальной собственностью, долгосрочная стратегия управления интеллектуальной собственностью, концепция технологического развития России, министерство технологий, целостная система планирования в науке, гистерезис системы управления интеллектуальной собственностью.

       FORMAL AND REAL MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY IN RUSSIA
       In the article of V.I.Mukhopad, Doctor of Economics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, International Economist (Moscow, vladenie9@yandex.ru), an analysis of the state and trends in the development of the public intellectual property management system in the civil sector of the country's economy is carried out. The author shows that despite the repeal of Article 138 of the Civil Code of the Russian Federation and the introduction of Article 1225 into the fourth part of the Code, interpreting intellectual property as a protected innovation, a unipolar intellectual property management procedure based on Article 138 remains in the country.
       The negative consequences of such a system, leading to a reduction in the use of intellectual property potential in the civil sector of the Russian economy, are presented The proposal to create a Ministry of technology in Russia focused on increasing the role of the public sector in the intellectual property management system in science, education and the economy of the country is substantiated.

       Key words: unipolar and multipolar order of intellectual property management, long-term strategy of intellectual property management, concept of technological development of Russia, Ministry of Technology, integrated planning system in science, hysteresis of the intellectual property management system.


Особенности и проблемы государственного регулирования
интеллектуальной собственности в России

       О реальной роли интеллектуальной собственности в социально-экономическом развитии и достижении научно-технологического суверенитета страны свидетельствуют разработка, введение в силу в 2008 г. и функционирование четвертой части ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». На этом базируется национальная безопасность страны, развитие оборонно-промышленного комплекса и ракетно-космической промышленности, внедрение технологий двойного назначения в гражданском секторе российской экономики. К числу основных законодательных норм в сфере государственного регулирования интеллектуальной собственности в России относится ст. 1246 ГК РФ.
       Функционирующие в данной сфере органы государственной власти в зависимости от поставленных задач и предоставленных полномочий можно разделить на законодательные, исполнительные и судебные.
       Законодательным органом государственной власти в сфере регулирования интеллектуальной собственности в Российской Федерации является Федеральное собрание, в полномочия которого входят разработка, одобрение и внесение изменений в четвертую часть ГК РФ, посвященную интеллектуальной собственности. В рамках принятых Федеральным собранием законов органы исполнительной государственной власти могут разрабатывать и использовать правовые акты, обеспечивающие полноценное развитие законодательства.
       К государственным органам исполнительной власти в области интеллектуальной собственности относятся следующие органы:
       Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган в сфере управления интеллектуальной собственностью с полномочиями:
        нормативно-правового регулирования, включая подзаконные акты в рамках четвертой части ГК РФ;
       выплаты вознаграждения за служебные изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности;
       стимулирования изобретательской деятельности и патентования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
       регулирования в области учета нематериальных активов, прав на товарные знаки, сотрудничества с судебными органами по вопросам интеллектуальных прав и др.

       Правительство Российской Федерации располагает полномочиями по созданию и введению в силу постановлений и распоряжений по доработке и изменению действующего законодательства в целях выполнения поставленных Президентом Российской Федерации и Государственной думой задач в области регулирования интеллектуальной собственности в стране.
       Министерство экономического развития Российской Федерации – орган исполнительной власти, в полномочия которого в области регулирования интеллектуальной собственности входят:
        внесение в Правительство Российской Федерации проектов нормативных актов в сфере создания, использования и охраны результатов интеллектуальной деятельности;
       принятие подзаконных актов в рамках осуществляемой деятельности.

       В структуру Минэкономразвития России входят Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Российская государственная академия интеллектуальной собственности (РГАИС). В РГАИС функционирует диссертационный совет на соискание ученой степени доктора и кандидата юридических наук в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности.
       Министерство культуры Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением авторского и смежных прав в сфере своей деятельности, включая коллективное управление авторскими и смежными правами.
       Государственное регулирование интеллектуальной собственности с учетом специфики деятельности отражено в деятельности Минобороны, Роскосмоса, Минобрнауки, Минсельхоза России и др.
       Судебные органы власти включают Суд по интеллектуальным правам, арбитражные суды, суды общей юрисдикции.
       На государственное регулирование интеллектуальной собственности в области науки, образования и практической деятельности организаций исполнительной власти несомненное влияние оказала действовавшая в Российской Федерации с 30 ноября 1994 г. по 1 января 2008 г. ст. 138 ГК РФ. Эта статья рассматривала интеллектуальную собственность как категорию права и послужила основой для сложившейся однополярной системы государственного регулирования в стране.
       Не следует отрицать и существенной положительной роли 14-летнего функционирования ст. 138 ГК РФ в системе государственного управления интеллектуальной собственностью страны. На ее основе проведены фундаментальные научные исследования в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, подготовлены высокопрофессиональные юристы в данной области, разработаны и широко используются фундаментальные учебники по праву интеллектуальной собственности, созданные при участии авторских коллективов, возглавляемых, например, докт. юрид. наук, проф. Л.А.Новоселовой и др. Следует также отметить существенную роль учебных пособий в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и среди них – учебно-методологическое пособие, разработанное преподавателями Университета ИТМО1.
       1 Котенева О.Е., Николаев А.С. Методы управления интеллектуальной собственностью: Учебно-метод. пособие. СПб.: Университет ИТМО, 2020.
       Не следует отрицать существенную положительную роль ст. 138 ГК РФ в формировании, как уже отмечалось, системного правового механизма и однополярной системы государственного регулирования интеллектуальной собственности в стране. Показателями эффективности такого подхода к управлению интеллектуальной собственностью, по мнению его сторонников, служит не ее роль в развитии экономики, а число и динамика подаваемых заявок и полученных охранных документов, сведения о которых регулярно публикуются в годовых отчетах Роспатента.
       Однако созданная на основе ст. 138 ГК РФ однополярная система государственного регулирования интеллектуальной собственности не позволяет решать актуальные проблемы в экономике страны и ее научно-технологическом развитии. В настоящее время формальный характер и негативные последствия (гистерезис) указанной системы проявляются в следующем.
       Крайне низкий уровень использования потенциала интеллектуальной собственности в гражданском секторе экономики. Показателем эффективности использования охраняемых результатов инновационной деятельности согласно отчетам Роспатента считается число поданных заявок и полученных охранных документов. В то же время нет контроля за их внедрением и использованием в гражданском секторе экономики.
       Отсутствует долгосрочная стратегия развития интеллектуальной собственности в стране с указанием видов, объемов, сроков внедрения и производства наукоемкой продукции. Необходимы ежегодное и перспективное планирование и контроль в сфере интеллектуальной собственности.
       Прогрессирует тенденция исключения самого термина «интеллектуальная собственность» из основополагающих документов, определяющих использование ее потенциала в научно-технологическом развитии и экономике страны. Так, в Концепции технологического развития России на период до 2030 г., Целостной системе планирования в науке и других документах нет какого-либо упоминания об интеллектуальной собственности. Термин не прозвучал и в выступлениях участников заседаний советов по науке и образованию при Президенте Российской Федерации в День российской науки 8 февраля 2023 г.
       Формальный перевод Роспатента и входящих в его структуру ФИПС и РГАИС из Минобрнауки в Минэкономразвития России не изменил однополярный правовой порядок государственного регулирования сферы интеллектуальной собственности в стране, который остается малоэффективным.

Реальная роль интеллектуальной собственности в Концепции
технологического развития России

       Актуальные вопросы управления интеллектуальной собственностью в экономике России были всесторонне рассмотрены на заседании круглого стола на тему «Интеллектуальная собственность и Концепция технологического развития России до 2030 года», проведенного 20 апреля 2023 г. в рамках IV международного форума «Интеллектуальная собственность будущего» в Санкт-Петербурге. С докладами на круглом столе выступили ведущие ученые и практики с многолетним опытом руководства организациями, успешно внедряющими высокоэффективные объекты интеллектуальной собственности в оборонно-промышленном комплексе и гражданском секторе российской экономики. Большую роль в подготовке и проведении круглого стола сыграл его инициатор и куратор В.В.Антипин – советник генерального директора Института государственно-частного планирования (Санкт-Петербург).
       На круглом столе был проведен анализ и подведены итоги реализации Концепции технологического развития России на период до 2030 года. В основу построения технологической безопасности России в данной концепции положена деятельность частного сектора экономики. В ней интеллектуальная собственность рассматривается с позиции правовой охраны результатов НИОКР, а не как важнейший ресурс для инновационного развития экономики страны в целом и обновления технологической базы. В частности, Роспатент как орган исполнительной власти в области управления интеллектуальной собственностью считает, что сферой его деятельности являются правовая охрана и защита объектов интеллектуальной собственности, а их внедрение и использование должны определяться спросом и предложениями рынка. В условиях сырьевой экономики России спрос на наукоемкую продукцию оказался крайне низким. Очевидно, что отмеченные далее негативные последствия (гистерезис) системы управления интеллектуальной собственностью не могут быть устранены на базе рассмотренной Концепции технологического развития России до 2023 года.
       На заседании круглого стола было предложено внести существенные изменения в систему управления интеллектуальной собственностью в стране, включая четыре главных направления:
       1. Создать государственный сектор управления интеллектуальной собственностью с привлечением частного сектора. Сформировать новый орган исполнительной власти в сфере управления интеллектуальной собственностью – Министерство технологий с передачей соответствующих функций от Минобрнауки и Минэкономразвития России.
       2. Сформировать государственную политику по созданию и использованию интеллектуальной собственности на всех стадиях жизненного цикла ее объектов за счет средств федерального бюджета (многополярный подход) с привлечением ресурсов частного сектора.
       3. Использовать объекты интеллектуальной собственности, создаваемые в оборонно-промышленном комплексе и космической промышленности, в гражданском секторе российской экономики (двойные технологии).
       4. Возложить на Российскую академию наук функции по экспертизе реализации стратегии научно-технического развития России в части создания и использования интеллектуальной собственности при выполнении НИОКР.
       На заседании круглого стола также было принято решение, основанное на реализации указанных принципов в Концепции технологического развития России на период до 2030 года.
       В условиях проведения странами Запада антироссийской политики и введения санкций против нашей страны в сфере научно-технологического и производственного сотрудничества была разрушена структура управления интеллектуальной собственностью. Были ликвидированы соответствующие отделы в торгпредствах России в странах Запада и совместные фирмы, прекращена торговля лицензиями, введен запрет на передачу технологий в Россию и др. Ликвидация механизма проведения технологического обмена с зарубежными странами, включая лицензионную торговлю, безусловно, негативно сказалась на развитии технологического сотрудничества России с зарубежными странами.
       Представляется очевидным, что международное сотрудничество России в области управления интеллектуальной собственностью не должно ограничиваться вопросами правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в рамках ЕврАзЭС. Следует предусмотреть восстановление многополярной системы международного сотрудничества в области обмена, внедрения и использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации с дружественными странами и в первую очередь со странами БРИКС. В этой связи представляются актуальными подготовка и создание такой системы в рамках БРИКС, что должно найти отражение в материалах предстоящего в октябре 2024 г. саммита стран БРИКС в г. Казани, включая вопросы технологического сотрудничества и международной лицензионной торговли.

Список литературы

       1. Антипин В.В. Пояснительная записка к протоколу заседания круглого стола на тему «Интеллектуальная собственность и Концепция технологического развития России на период до 2023 года»/В сб. докл.: Материалы круглого стола 20 февраля 2023 г. СПб., 2023.
       2. Концепция технологического развития России на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р.
       3. Котенева О.Е., Николаев А.С. Методы управления интеллектуальной собственностью: Учебно-метод. пособие. СПб.: Университет ИТМО, 2020.
       4. Материалы круглого стола «Интеллектуальная собственность и Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года», проведенного 20 апреля 2023 г. в Санкт-Петербурге в рамках IV международного форума «Интеллектуальная собственность для будущего». СПб., 2023.
       5. Мухопад В.И. Интеллектуальная собственность в современной экономике: система и ее синергетика: Учебник. М.: Магистр, Инфра-М, 2021.
       6. Мухопад В.И. Интеллектуальная собственность. Многополярная система государственного регулирования интеллектуальной собственности: Доклад на заседании круглого стола 20 апреля 2023 г. СПб, 2023.
       7. Право интеллектуальной собственности: Учебник/Под ред. И.А.Близнеца. М.: Проспект, 2010.
       8. Право интеллектуальной собственности: Учебник/Под ред. Л.А.Новоселовой. М.: Юрайт, 2023.