вернуться на главную
«РУССКИЕ» ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ СНОВА В ТРЕНДЕ
Д.В.Кузнецов патентный поверенный, руководитель патентного бюро РосИнтеллектСервис» (Москва, www.1-inc.ru, dvk@1-inc.ru), рассматривает актуальную практику принятия решений Палатой по патентным спорам в делах, связанных с оспариванием решений о регистрации товарных знаков, содержащих в своем составе слова «русский», «русская», «русское».
Ключевые слова: товарный знак, регистрация товарного знака, оспаривание решения о регистрации товарного знака, наименование места происхождения товара, товарный знак «Русская водка».
«RUSSIAN» TRADEMARKS ARE AGAIN IN TREND
D.V.Kuznetsov, Patent attorney, Head of the Patent office «Rosintellektservis» (Moscow, www.1-inc.ru, dvk@1-inc.ru), examines the actual practice of decision-making by the Chamber of Patent Disputes in cases challenging decisions about registering trademarks containing the word «Russian».
Key words: trademark, trademark registration, challenging the decision on trademark registration, appellation of origin, trademark «Russian vodka».
Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью информирования широкого круга лиц, в том числе представителей профессионального сообщества патентных поверенных, о смене многолетней парадигмы подхода Роспатента, заключающейся в признании сходными до степени смешения товарных знаков и обозначений, поданных на государственную регистрацию и содержащих в своем составе слова «русский», «русская», «русское» и другие, портфелю объектов интеллектуальной собственности ФКП «Союзплодоимпорт» (далее предприятие), правообладателя товарных знаков и пользователя наименования места происхождения товара. Важно отметить, что перечень товаров, определяющий испрашиваемый объем правовой охраны таких незарегистрированных в итоге обозначений и оспоренных товарных знаков в ряде случаев не был однороден товару «водка» 33 класса МКТУ, вводимому в гражданский оборот предприятием. К началу 2021 г. сформировалась практика, включающая 45 оспоренных в Палате по патентным спорам регистраций товарных знаков и еще большего числа товарных знаков добросовестных участников рынка, в регистрации которым было отказано на основании противопоставления товарных знаков и наименования места происхождения товара «Русская водка» предприятия.
Перечень основных объектов портфеля интеллектуальной собственности предприятия, относящихся к товару «водка» и содержащих в своем составе словесные элементы «Русская», «RUSSKAYA» и «RUSSIAN», следующий.
Общеизвестный товарный знак 40 (рис. 1) комбинированный и представляет собой этикетку, содержащую словесные элементы «RUSSKAYA», «РУССКАЯ», «RUSSIAN». Товарный знак признан общеизвестным с 31 декабря 1985 г. в отношении товаров 33 класса МКТУ «водка».
Товарный знак по свидетельству 38389 (рис. 2) комбинированный и представляет собой этикетку, содержащую словесные элементы «RUSSKAYA», «ВОДКА РУССКАЯ», «RUSSIAN VODKA». Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ «водка».
Товарный знак по свидетельству 254171 (рис. 3) комбинированный и представляет собой этикетку, содержащую словесный элемент «Русская». Словесные элементы «Русская», «russkaya» являются неохраняемыми. Товарный знак выполнен в белом, синем, красном, бежевом, желто-зеленом цветовом сочетании. Правовая охрана знаку предоставлена в отношении товаров 05, 29, 30, 31, 32, 34 и услуг 35 классов МКТУ.
Товарный знак по свидетельству 269165 (рис. 4) комбинированный и представляет собой оригинально выполненный словесный элемент «Русская». Товарный знак имеет бежевое, синее, красное цветовое сочетание. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Товарный знак по свидетельству 312401 (рис. 5) комбинированный и представляет собой этикетку, содержащую словесный элемент «Russkaya». Словесные элементы «Русская, russkaya» неохраняемые. Товарный знак выполнен в красном, желтом, синем, белом цветовом сочетании. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Товарный знак по свидетельству 309232 (рис. 6) комбинированный и представляет собой этикетку, содержащую словесный элемент «RUSSKAYA». Словесные элементы «Russkaya», «Russian Vodka» являются неохраняемыми. Товарный знак имеет желтое, красное, белое, синее цветовое сочетание. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ «водка».
Товарный знак «СТАРОРУССКАЯ» по свидетельству 554385 (рис. 7) словесный, выполнен стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Наименование места происхождения товара «РУССКАЯ ВОДКА» 65/1 (рис. 8) реализовано стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товара «водка».
Из представленного перечня объектов профессиональный взгляд сразу выделит два наиболее важных, а именно: общеизвестный товарный знак и наименование места происхождения товара. Р.Овчинников в своей статье отмечал: «Вчера Роспатент по заявке ФКП «Союзплодоимпорт» признал общеизвестными два товарных знака «Советское шампанское» и «Русская водка». Теперь в России не может быть зарегистрирован ни один товарный знак, хотя бы похожий на эти»1. Г.Галифанов указывал на определенные сомнения в отношении принятого Роспатентом решения о признании товарного знака (см. рис. 1) общеизвестным2.
1 Овчинников Р. Роспатент добавил «Русской водке» известности//https://www.kommersant.ru/doc/608149
2 Галифанов Г. Об общеизвестности товарного знака Русская//https://proza.ru/2010/07/16/151
Тем не менее у большинства патентных поверенных не вызывает сомнения, что вышеуказанные средства индивидуализации, принадлежащие предприятию, в силу длительности и широты своего использования обладают различительной способностью, а сам товар хорошо известен и узнаваем не только на территории Российской Федерации, но и в большинстве стран мира.
Таким образом, к началу 2021 г. сложилась ситуация, при которой одно предприятие-правообладатель, действуя в рамках закона и фактически реализуя свое исключительное право, имело легальную государственную монополию на использование средств индивидуализации со словами «РУССКИЙ», «РУССКАЯ», «РУССКОЕ» и т.д., не только в отношении товара «водка», но и однородных товаров, характеризующих крепкий алкоголь, препятствуя тем самым правовой охране многих других товаров, неоднородных товарам 33 класса МКТУ. Обоснованием является тот факт, что в соответствии с п. 3 ст. 1508 ГК РФ «правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительных прав на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя».
Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с ГК РФ, за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.
Позиция Суда по интеллектуальным правам по делам № СИП-315/2016, СИП-314/2016, СИП-22/2015, СИП-617/ 2014, СИП-459/2014, СИП-187/2018 выражена однозначно: во всех случаях суд счел товарные знаки и обозначения, содержащие в своем составе словесные элементы «РУССКАЯ (-ОЕ/ИЕ)» или «Russian» сходными до степени смешения с общеизвестным товарным знаком и наименованием места происхождения товара «РУССКАЯ ВОДКА». В этой связи вызывает интерес дело по оспариванию решения о регистрации товарного знака по свидетельству 551209 «Русский морс», в котором права правообладателя ООО «ПХ «Меркурий» отстаивали представители компании «РосИнтеллектСервис» и решение по которому было вынесено 29 апреля 2021 г. Оно ознаменовало если не переломный момент, то безусловно важный сдвиг в подходе Роспатента к экспертизе сходства и анализа однородности товаров при противопоставлении наименования места происхождения товара и общеизвестного товарного знака.
Товарный знак 551209 оспаривался по следующим основаниям.
Несоответствие регистрации товарного знака требованиям подпункта 3 п. 1 ст. 1483 ГК РФ. По мнению лица, подавшего возражение, словесный элемент «Русский морс» являлся доминирующим элементом комбинированного товарного знака и как неохраняемый препятствовал факту регистрации товарного знака в целом.
Несоответствие регистрации товарного знака требованиям подпунктов 2, 3 п. 6 ст. 1483 ГК РФ на основании зарегистрированных и имеющих более ранний приоритет товарных знаков по свидетельствам № 38389, 254171, 269165, 312401, 309232, а также общеизвестного товарного знака № 40, права на которые принадлежат предприятию.
Несоответствие регистрации товарного знака требованиям п. 7 ст. 1483 ГК РФ в связи с наличием прав у предприятия на использование наименования места происхождения товара 65 «Русская водка».
Для практикующего патентного поверенного интересны в данном случае первые два основания, поскольку именно понимание актуального подхода Роспатента к экспертизе схожести до степени смешения товарного знака или подаваемого на регистрацию обозначения с общеизвестным товарным знаком и/или наименованием места происхождения товара позволяет строить планы и предоставлять своим клиентам-заявителям правильные прогнозы относительно успешного прохождения государственной экспертизы или успешной защиты товарного знака в случаях попытки оспорить его регистрацию.
Важно отметить, что первоначальное решение коллегии по данному делу было следующим: удовлетворить возражение, поданное предприятием, признав несоответствие регистрации товарного знака «Русский морс» требованиям подпунктов 2, 3 п. 6 и п. 7 ст. 1483 ГК РФ. Впоследствии, однако, решение коллегии не было утверждено руководством Роспатента, а дело было отправлено на повторное рассмотрение. В то же время по информации, полученной на одном из заседаний Палаты по патентным спорам, в составе ведомства была создана специальная комиссия для обсуждения и утверждения актуальной трактовки сходства товарных знаков, включающих словесные элементы «Русский/Русская/Русское» товарным знакам и наименованию места происхождения товара предприятия. Результатами такого взаимодействия стала концепция, нашедшая свое отражение в итоговом решении Роспатента.
Анализ однородности товаров 32 класса МКТУ «напитки безалкогольные, а именно морс» оспариваемого товарного знака, в отношении которых была предоставлена правовая охрана товарному знаку по свидетельству 551209, и противопоставленных знаков (рис. 1, 2, 4, 7) показал следующее.
Указанные товары 33 класса МКТУ противопоставленных товарных знаков не являются однородными товарам 32 класса МКТУ оспариваемого товарного знака, так как анализируемые товары относятся к разному виду товаров (алкогольная продукция/безалкогольная продукция), имеют различные характерные особенности, различный круг потребителей и условия реализации, а также различное назначение и область применения, то есть обладают высокой степенью неоднородности.
Противопоставленное наименование места происхождения товара 65/1 в отношении товара «водка», который не является однородным с товарами 32 класса МКТУ оспариваемого товарного знака, поскольку товары 33 класса МКТУ, относящиеся к алкогольной продукции, не являются однородными товарам 32 класса МКТУ, относящимся к безалкогольной продукции, так как относятся к разному виду товаров, имеют различные характерные особенности, различный круг потребителей и условия реализации, а также различное назначение и область применения, то есть обладают высокой степенью неоднородности, ввиду чего ассоциаций с наименованием места происхождения товара 65/1 не возникает.
Таким образом, заявители получили важный сигнал, заключающийся в открывшейся возможности для регистрации товарных знаков, содержащих в своем составе слова «Русский/Русская/Russian» и другие, не только в отношении безалкогольных напитков, но и любых других товаров, не являющихся однородными товарам 33 класса МКТУ, то есть крепким алкогольным напиткам.
Кроме того, у заявителей, получивших сравнительно недавно решение об отказе в регистрации товарного знака по указанным в настоящей статье обстоятельствам, также есть возможность оперативно отреагировать, подав возражение в Палату по патентным спорам и оспорить такой отказ, получив в итоге правовую охрану своего товарного знака.
В заключение отметим, что, несмотря на явную необходимость правовой защиты таких уважаемых во всем мире и значимых для экономики государства средств индивидуализации как «Русская водка», Роспатент в настоящее время предпринимает важные для бизнес-сообщества шаги, создавая возможности регистрации обозначений и не допуская создания монополии на использование слов «Русский/Русская/Russian». Подобная практика принятия решений Роспатентом самым положительным образом скажется на возможностях защиты прав добросовестных предпринимателей, увеличит активность заявителей из ряда товарных рынков, таких как, например, безалкогольные напитки, а главное, не потребует внесения изменений в действующие
нормативно-правовые акты.
Список литературы
1. Галифанов Г. Об общеизвестности товарного знака Русская//https://proza.ru/2010/07/16/151
2. 2. Овчинников Р. Роспатент добавил «Русской водке» известности//https://www.kommersant.ru/doc/608149