вернуться на главную

ИЗМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ПАТЕНТНЫХ ПОВЕРЕННЫХ

       В статье О.А.Рузаковой – докт. юрид. наук, проф. МГИМО, проф. Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Москва, olalstep@mail.ru), в продолжение дискуссии о проблемах развития законодательства о патентных поверенных, опубликованной в журнале «Патентный поверенный» № 2–4/20211, рассматриваются изменения, предусмотренные федеральным законом от 21 декабря 2021 г. № 416-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О патентных поверенных».
       1 Рузакова О.А. Российское законодательство о правовом статусе патентных поверенных//Патентный поверенный. 2021. № 2. С. 2; Совещание в Роспатенте о создании единой организации патентных поверенных. Там же. № 3. С. 2; Хорошкеев В.А. Размышления о федеральной палате патентных поверенных//Там же. С. 5; Бутенко С.В. Задумаемся о профессиональных стандартах//Там же. С. 8; Эпштейн М.Я. Для создания единой организации патентных поверенных нужны другие условия//Там же. С. 9; Эпштейн М.Я. Обновленный закон должен отвечать интересам всего патентного сообщества//Там же. № 4. С. 5; Боровский Д.А. Аргументы против создания федеральной палаты патентных поверенных переданы руководителю Роспатента//Там же. С. 11.
       Ключевые слова: интеллектуальная собственность, Роспатент, патентный поверенный, запрос патентного поверенного, тайна патентного поверенного, специализация патентного поверенного.

       AMENDMENTS IN RUSSIAN LEGISLATION ON THE LEGAL STATUS OF PATENT ATTORNEYS
       In the article of O.A.Ruzakova, Doctor of Law, Prof., Moscow State Institute of Foreign Languages (MGIMO), Prof., Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, olalstep@mail.ru), in continuation of the discussion on the problems of the development of legislation on patent attorneys, published in the magazine «Patent Attorney» № 2–4/2021, the amendments provided for by Federal Law № 416-FZ of December 21, 2021 «On Amendments to the Federal Law «On Patent Attorneys» are considered.
       Key words: intellectual property, Rospatent, patent attorney, patent attorney's request, patent attorney's secret, patent attorney's specialization.


       Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЗ «О патентных поверенных» (далее – Закон № 316), определяющий правовой статус патентных поверенных, вступил в силу 1 апреля 2009 г. В его основе лежит ст. 1247 четвертой части ГК РФ, в соответствии с которой ведение дел с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности может осуществляться в том числе через патентного поверенного.
       В Закон № 316 за весь период его действия пять раз вносились изменения, последние из которых стали наиболее значимыми и были направлены, как отмечалось в пояснительной записке к проекту федерального закона № 910300-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О патентных поверенных», внесенному членами Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации И.М.-С.Умахановым, Л.С.Гумеровой, Д.Ю.Василенко (далее – законопроект), «на дальнейшее развитие правового регулирования правоотношений с участием патентных поверенных и кандидатов в патентные поверенные и закрепление прав, обязанностей и ответственности организаций, оказывающих услуги патентных поверенных третьим лицам, а также наделение патентного поверенного правами и гарантиями, необходимыми для обеспечения прав патентных поверенных и доверителей»2. Кроме того, значительное внимание было уделено повышению требований, предъявляемых к уровню подготовки патентных поверенных с целью повышения качества оказываемых ими услуг.
       2 Пояснительная записка к проекту федерального закона № 910300-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О патентных поверенных»//https://sozd.duma.gov.ru/
       Предполагалось и развитие саморегулирования в этой сфере – создание федеральной палаты патентных поверенных с обязательным членством патентных поверенных. «При этом был изучен позитивный опыт деятельности такой саморегулируемой организации как палата патентных поверенных Германии. Предполагаемые изменения связаны с введением стандарта профессиональной деятельности патентного поверенного, разработкой которого могла бы заняться федеральная палата патентных поверенных, а также с созданием более гибких инструментов регулирования деятельности патентных поверенных в целях повышения качества оказываемых профессиональным сообществом услуг» 3.
       3 Ивлиев Г.П. Проблемы правосубъектности в деятельности Роспатента//Журнал российского права. 2018. № 1. С. 54.
       В числе наиболее значимых и спорных вопросов, обсуждавшихся при разработке законопроекта:
       
уточнение статуса патентных поверенных с учетом того, что они не всегда имеют юридическое образование, и, соответственно, приравнивать их к адвокатам в части оказания квалифицированной юридической помощи было признано преждевременным;
       признание преждевременным создание федеральной палаты патентных поверенных;
       уточнено право на запрос патентного поверенного, основания для отказа в предоставлении информации, требования к запросу;
       определены право и обязанность патентного поверенного на соблюдение тайны полученной информации;
       особенности стажировки кандидатов в патентные поверенные;
       определены особенности взаимодействия патентного поверенного с доверителем, работодателем патентного поверенного, меры взыскания, применяемые к патентному поверенному;
       расширено представительство патентных поверенных в квалификационной и апелляционной комиссиях при Роспатенте;
       предусмотрена специализация патентных поверенных по географическим указаниям (с учетом вступивших в силу изменений в ГК РФ о географических указаниях как новых объектах интеллектуальных прав4)
и др.
       4 Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 230-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23.1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (подробнее см.: Фабричный С.Ю., Рузакова О.А. Новеллы о географических указаниях как объектах интеллектуальных прав//Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 12. С. 53).
       Одной из основных проблем законопроекта представлялось определение деятельности патентного поверенного и заимствование в этой части некоторых элементов адвокатской деятельности. В первоначальной редакции законопроекта деятельность патентного поверенного по аналогии со ст. 1 федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – закон «Об адвокатской деятельности») определялась как квалифицированная юридическая и информационно-техническая помощь по вопросам, связанным с созданием объектов интеллектуальной собственности, получением, поддержанием и оспариванием их правовой охраны, защитой интеллектуальных прав и связанных с ними интересов в случае их нарушения или оспаривания. Услуги патентного поверенного оказываются на профессиональной основе лицами, получившими статус патентного поверенного в порядке, установленном федеральным законом, физическим и юридическим лицам.
       Однако на стадии обсуждения стало очевидным, что далеко не все патентные поверенные обладают высшим юридическим образованием, что было учтено при проведении в 2018–2019 гг. реформы гражданского процессуального законодательства федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в виде исключения требования высшего юридического образования (часть 2 ст. 49 ГПК РФ, часть 3 ст. 59 АПК РФ) при представительстве в судах по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
       В ходе обсуждения законопроекта ставился вопрос об осуществлении патентным поверенным деятельности, связанной не только с объектами, регистрируемыми Роспатентом (как в обязательном порядке, так и факультативно), но и в отношении других объектов интеллектуальных прав (объектов авторского права и смежных прав, фирменных наименований, коммерческих обозначений и др.) В этом случае патентные поверенные могли бы представительствовать в судах по любым категориям дел, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, при отсутствии высшего юридического образования, в связи с чем была бы утрачена и их основная профессиональная функция – представительство перед Роспатентом.
       Статус патентного поверенного присваивается на основе квалификационного экзамена в соответствии со специализациями (часть 6 ст. 7 Закона № 316):
       изобретения и полезные модели;
       промышленные образцы;
       товарные знаки и знаки обслуживания;
       географические указания и наименования мест происхождения товаров;
       программы для электронно-вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем.

       В соответствии с частью 6 ст. 3 закона № 316 наименование «патентный поверенный» или словосочетание, включающее это наименование, вправе использовать только патентные поверенные при осуществлении деятельности по специализациям, по которым они аттестованы и зарегистрированы. В связи с этим при осуществлении представительства в судах за пределами специализации патентные поверенные выступают в качестве обычных представителей, которые должны обладать юридическим образованием (за исключением представительства в районных судах, у мировых судей). Об этом свидетельствуют и нормы части 2 ст. 4 Закона № 316, согласно которой патентный поверенный не вправе заключать с доверителем гражданско-правовой договор, включающий условия о совершении действий, выходящих за пределы специализации, по которой он аттестован и зарегистрирован. Аналогичные ограничения распространяются и на работодателя патентного поверенного (часть 3 ст. 4 Закона № 316).
       Одна из наиболее важных новелл закона – право патентного поверенного на запрос, особенно в отношении сведений об администраторах доменных имен у регистраторов доменных имен, а также запрос, имеющий некоторое сходство с адвокатским запросом, на который государственные органы, органы местного самоуправления и организации обязаны выдать патентному поверенному запрошенные им сведения не позднее чем в месячный срок со дня получения такого запроса. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом, в том числе с учетом требований законодательства о персональных данных, законодательства о государственной и иной охраняемой законом тайне (часть 6 ст. 4 Закона № 316).
       При этом право на запрос не предполагает получения ответа, отражающего позицию конкретного специалиста в сфере интеллектуальной собственности, а предполагает получение информации, которой обладает Роспатент, ФИПС и другие государственные органы, органы местного самоуправления и организации, и ограничивается специализацией патентного поверенного, а также ограничениями, которые предусмотрены законом (федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.) или иным нормативным актом Российской Федерации в отношении информации. Кроме того, требования к форме, порядку оформления и направления запроса патентного поверенного будут определены Министерством экономического развития Российской Федерации.
       Новеллой закона № 316 стало введение института ответственного патентного поверенного (части 13, 14 ст. 4), смысл которого заключается в том, что сведения о таком патентном поверенном вносятся в государственные реестры Роспатента по инициативе доверителя, и в дальнейшем общение Роспатента с доверителем осуществляется через патентного поверенного. Заблаговременное уведомление ответственного патентного поверенного считается уведомлением заявителя или правообладателя. В случае, если в производстве иного федерального органа исполнительной власти имеется дело, связанное с соответствующим объектом интеллектуальных прав (например, в Федеральной антимонопольной службе или Федеральной таможенной службе), то соответствующий орган исполнительной власти также может воспользоваться механизмом уведомления правообладателя через ответственного патентного поверенного.
       На ответственном патентном поверенном лежит обязанность уведомления правообладателя и ответственность за нарушение этой обязанности. Данная обязанность сохраняется и после истечения срока поручения и даже после прекращения полномочий патентного поверенного. Такая обязанность несколько выходит за пределы, определяемые договором и доверенностью, что вызвало некоторые сомнения исходя из оснований гражданско-правовой ответственности, однако в ее основе лежит интерес патентного поверенного в продолжении выполнения работ (оказания услуг) доверителю.
       Представляется, что оснований для гражданско-правовой ответственности в случае нарушения данной обязанности нет. Однако меры административного характера, предусмотренные ст. 10 Закона № 316, могут быть применены. В частности, это такие меры взыскания как предупреждение на основании решения апелляционной комиссии, а на основании решения суда – приостановление деятельности патентного поверенного на срок до одного года или исключение патентного поверенного из реестра на срок до трех лет с возможностью последующего восстановления при условии повторной аттестации.
       Согласно части 3 ст. 10 Закона № 316 в случае, если патентным поверенным причинен вред лицам, права и законные интересы которых он представляет, патентный поверенный несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прежде всего речь идет о гражданско-правовой ответственности за нарушение договорных обязательств5. Названная выше обязанность выходит за пределы представительства интересов доверителя в силу договора. В случае, если у патентного поверенного нет заинтересованности в продолжении выполнения работ (оказании услуг) в отношении доверителя, ответственный патентный поверенный обязан уведомить об этом соответствующий орган.
       5 Подробнее см.: Гаврилов Э.П. Правовая ответственность патентного поверенного//Патентный поверенный. 2010. № 1. С. 10.
       Еще одним дискуссионным вопросом стал вопрос о защите тайны патентного поверенного (ст. 4.1 Закона № 316), под которой понимаются любые сведения о деятельности доверителя и правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, связанных с деятельностью доверителя, полученные патентным поверенным или его работодателем от доверителя при осуществлении деятельности патентного поверенного. Наряду с обязанностью хранить тайну и принимать необходимые меры по сохранению режима тайны, а также ответственностью за передачу и (или) ее разглашение, предусматривается, что сведения, составляющие тайну патентного поверенного, не могут быть истребованы у патентного поверенного или его работодателя, за исключением сведений, истребование которых осуществляется государственными органами, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
       Предусмотренные новеллы о тайне патентного поверенного предполагалось соотнести с адвокатской тайной, определенной ст. 8 закона «Об адвокатской деятельности». Однако исходя из того, что правовой статус патентного поверенного не тождествен статусу адвоката по объективным обстоятельствам, в том числе учитывая отсутствие таких полномочий для патентных поверенных, каковыми обладают адвокаты в уголовном процессе, обеспечение названной тайны не осуществляется с помощью норм процессуального законодательства. В соответствии с п. 2 ст. 8 закона «Об адвокатской деятельности» (п. 2 части 3 ст. 56 УПК РФ, п. 1 части 3 ст. 69 ГПК РФ) адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.
       Введение организаций патентных поверенных, предусмотренных ст. 3.1, исключили из законопроекта, поскольку какой-то специфики организационно-правовой формы, состава ее членов (если это корпоративная организация), порядка формирования органов управления и других особенностей ее правового статуса выявлено не было. В то же время было признано преждевременным и создание саморегулируемой организации патентных поверенных – федеральной палаты патентных поверенных, которая создана в ряде стран и является своеобразным «противовесом против ошибочных действий патентных ведомств, что способствует повышению качества проводимой ими экспертизы объектов интеллектуальной собственности. В этих же целях функционирует Международная федерация патентных поверенных (МФПП), в списке которой числится 5548 занимающихся частной практикой высококвалифицированных поверенных из 80 государств мира. … Наибольшее количество поверенных в МФПП имеет Германия – 3847, далее следуют Дания – 150, Италия – 145, Швейцария – 109, Норвегия – 103, Япония – 102, Великобритания – 94, США – 53, Китай – 53, Южная Корея – 49, Индия – 39, Южная Африка – 30, Израиль – 13» 6.
       6 Галифанов Р.Г., Карлиев Р.А., Галифанов Г.Г. Патентный поверенный и патентовед: сходство, различия, проблемы. М., 2021.
       Спорным был вопрос и об учреждении патентным поверенным, осуществляющим деятельность индивидуально, по аналогии с адвокатами кабинета патентного поверенного (п. 2 части 4 ст. 3.1 Закона № 316 в редакции законопроекта), который не является юридическим лицом. Таким образом, учредить кабинет патентного поверенного мог бы только патентный поверенный, принявший решение осуществлять свою индивидуальную деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
       При этом в отношении патентного поверенного – индивидуального предпринимателя такое право не предусматривалось, что создало бы определенное неравенство в этой сфере, а для учредителей кабинета – некоторые преимущества, например, в части привлечения клиентов. К тому же какие-либо особенности так называемого кабинета патентного поверенного не были определены, что в итоге порождало закономерные вопросы о необходимости в принципе регулировать использование конструкции «кабинет патентного поверенного». В настоящее время нет ограничений для использования подобных форм для осуществления деятельности индивидуальных предпринимателей, как и патентных поверенных, не зарегистрированных в качестве таковых, и для изменений в этой сфере нет серьезных оснований.
       Изменения, предусмотренные Законом № 416, вступают в силу 22 декабря 2022 г., что обусловлено необходимостью принятия новых подзаконных актов и внесения соответствующих изменений в действующие подзаконные акты, в частности, в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 616 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по аттестации и регистрации патентных поверенных Российской Федерации, выдаче патентным поверенным свидетельств».
       От редакции. Полагаем, что изменения, внесенные в закон «О патентных поверенных», вызовут живой интерес и внимание наших читателей. Делитесь своими мыслями, соображениями с коллегами. Редакция надеется, что обсуждение обновленного закона будет продолжено на страницах наших с вами профессиональных журналов «Патенты и лицензии. Интеллектуальные права» и «Патентный поверенный» и пойдет на пользу всему патентному сообществу.

Список литературы

       1. Боровский Д.А. Аргументы против создания федеральной палаты патентных поверенных переданы руководителю Роспатента//Патентный поверенный. 2021. № 4.
       2. Бутенко С.В. Задумаемся о профессиональных стандартах. Патентный поверенный. 2021. № 3.
       3. Гаврилов Э.П. Правовая ответственность патентного поверенного//Патентный поверенный. 2010. № 1.
       4. Ивлиев Г.П. Проблемы правосубъектности в деятельности Роспатента//Журнал российского права. 2018. № 1.
       5. Рузакова О.А. Российское законодательство о правовом статусе патентных поверенных//Патентный поверенный. 2021. № 2.
       6. Совещание в Роспатенте о создании единой организации патентных поверенных//Патентный поверенный. 2021. № 3.
       7. Хорошкеев В.А. Размышления о федеральной палате патентных поверенных//Патентный поверенный. 2021. № 3.
       8. Фабричный С.Ю., Рузакова О.А. Новеллы о географических указаниях как объектах интеллектуальных прав//Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 12.
       9. Эпштейн М.Я. Для создания единой организации патентных поверенных нужны другие условия//Патентный поверенный. 2021. № 3.
       10. Эпштейн М.Я. Обновленный закон должен отвечать интересам всего патентного сообщества//Патентный поверенный. 2021. № 4.