вернуться на главную

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В КОНЦЕПЦИЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

       В.И.Мухопад – докт. экон. наук, академик РАЕН, проф. (Москва, Vladenie9@yandex.ru), проводит сопоставительный анализ Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее – прогноз), утвержденного Правительством Российской Федерации 3 января 2014 г., и подготавливаемой Правительством Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина к 15 декабря 2022 г. Концепции технологического развития России на период до 2030 года (далее – концепция). На взгляд автора, несмотря на большой объем и широту рассмотренных в прогнозе проблем, в нем нет упоминания интеллектуальной собственности и не раскрыта ее роль в технологическом развитии. В статье содержатся предложения, отражающие роль и место интеллектуальной собственности в разрабатываемой Правительством Российской Федерации концепции.
       Ключевые слова: концепция технологического развития, интеллектуальная собственность, перспективная разработка, научное исследование, объект интеллектуальной собственности.

       INTELLECTUAL PROPERTY IN THE CONCEPTS OF TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF RUSSIA
       V.I.Mukhopad, Doctor of Economics, Academician of the Russian Academy of Sciences, Professor (Moscow, Vladenie9@yandex.ru), conducts a comparative analysis of the Forecast of scientific and technological development of the Russian Federation for the period up to 2030 (hereinafter – the forecast), approved by the Government of the Russian Federation on January 3, 2014 and prepared by the Government of the Russian Federation on behalf of the President of the Russian Federation V.V.Putin by December 15, 2022. The concept of technological development of Russia for the period up to 2030 (hereinafter – the concept). In the author's opinion, despite the large volume and breadth of the problems considered in the forecast, there is no mention of intellectual property and its role in technological development is not disclosed. The article contains proposals reflecting the role and place of intellectual property in the concept being developed by the Government of the Russian Federation.
       Key words: concept of technological development, intellectual property, prospective development, scientific research, intellectual property object.


       В переводе с греческого слово «концепция» (сonseptio) означает понимание и трактование содержания каких-либо предметов, явлений, процессов, выработанных на основе анализа и систематизации различных точек зрения на эти процессы. Концепции позволяют решать намеченные цели в будущем.
       В масштабной и детально разработанной концепции определены наиболее перспективные области развития научных технологий, которые должны быть объединены в единую платформу. В их число включены:
       информационно-коммуникационные технологии,
       биотехнологии,
       новые материалы и нанотехнологии,
       рациональное природопользование,
       транспортные и космические системы,
       энергоэффективность и энергосбережение.

       По каждой из указанных технологий определены сложившиеся и перспективные рынки, продукты и услуги, а также перспективные направления научных исследований
       К разработке концепции Минобрнаукой России было привлечено более 200 организаций и 2000 российских и зарубежных экспертов. В ней нашли отражение аналитические материалы РАН, Высшей школы экономики, Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования академий медицинских и сельскохозяйственных наук, ведущих вузов страны и др. Долгосрочный прогноз технологического развития был согласован с Минфином, Минцифры, Минздравом, Минэкономразвития, Минпромторгом России, Роскосмосом и другими ведомствами. Следует отметить высокую научную и отчасти образовательную значимость данной концепции при крайне низкой ее роли в решении практических задач технологического развития России до 2030 г. и в последующие годы. В концепции нет каких-либо статистических данных, характеризующих уровень технологического развития отмеченных в ней научных направлений, а также целей и количественных показателей их развития к 2030 г.
       В концепции не отражены роль и понятие «интеллектуальная собственность» в технологическом развитии России, несмотря на то, что в Минобрнауки России в течение ряда лет разрабатывалась долгосрочная стратегия интеллектуальной собственности и были утверждены ее основы. Из-за отсутствия в концепции количественных показателей исследования компетентная комиссия Минобрнауки России ограничилась лишь разработкой основ долгосрочной стратегии.
       Несмотря на очевидную роль изобретений и других охраняемых инноваций в технологическом развитии России, в прогнозе и концепции, как уже не единожды отмечалось, нет даже упоминания об интеллектуальной собственности. Удивительно, но среди 200 организаций, привлеченных к разработке концепции, не нашлось места Роспатенту.
       К числу наиболее ранних и детально разработанных документов в сфере управления технологическим обменом в Российской Федерации следует отнести Концепцию технологического развития России (проект) 1992 г.1. Но и в этом документе не была отражена роль наиболее ценных охраняемых технологий и количественные показатели технологического обмена за рассматриваемый период.
       1 Брюнин В.Н. и др. Концепция технологического развития России (проект). М.: АТН РФ, 1992 г.
       На указанные недостатки и необходимость актуализировать систему управления технологическим развитием России было обращено внимание Президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г. В поручении Кабинету министров Российской Федерации и лично его председателю М.В. Мишустину было дано поручение разработать и утвердить указанную концепцию. В отличие от прежних концепций, поручение предусматривает определение целей и количественных показателей технологического развития к 2030 г., механизмы и этапы их достижения, ответственных лиц, объем и источники финансирования, меры поддержки институтов инновационного развития, в том числе с привлечением частного бизнеса. Кабинету министров Российской Федерации следует разработать критерии, по которым технологические компании могут считаться технологически быстро растущими и претендовать на поддержку государства при выводе товаров на рынок. Согласно поручению Президента Российской Федерации требуется определить институт, ответственный за реализацию концепции. Эти меры обеспечат возможность установить контроль за выполнением предусмотренных концепцией показателей.
       Из проведенного анализа прежних концепций технологического развития возникает естественный вопрос о причинах отсутствия в них упоминания об интеллектуальной собственности и ее объектах. Однако хочется надеяться, что в новой концепции будет предусмотрено использование потенциала интеллектуальной собственности в технологическом развитии Российской Федерации до 2030 г. Очевидно, что существующие глубинные причины сложившейся ситуации необходимо решить. Прежде всего это понимание и толкование новой редакции термина «интеллектуальная собственность», изложенное в ст. 1225 ГК РФ.
       Нельзя не согласиться с критическими замечаниями уважаемого проф. Э.П.Гаврилова относительно полноты, необходимости развития и отражения положений ст. 1225 ГК РФ в других разделах и статьях ГК РФ2. Вместе с тем, на наш взгляд, в них должно оставаться неизменным базовое толкование интеллектуальной собственности как охраняемых инноваций, включая технологии, а не объектов интеллектуальных прав, указанных в статье.
       2 Гаврилов Э.П. Критические замечания к статье 1225 ГК РФ//Патенты лицензии. Интеллектуальные права. 2022. № 9. С. 51.
       Это положение выражено в однозначном толковании термина «интеллектуальная собственность» в постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации. В нем говорится, что термином «интеллектуальная собственность» охватываются только сами результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а не права на них3. Преимуществами таких инноваций в сравнении с неохраняемыми технологиями являются их новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость, обеспечивающие их высокую синергетику.
       3 Постановление пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
       С учетом вышеизложенного в рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации о разработке указанной концепции следует предусмотреть:
       по каждому из шести включенных в концепцию наиболее перспективных направлений развития технологий определить регистрируемые в Роспатенте данные о заявленных и получивших правовую охрану технологиях. Следует предусмотреть их использование в концепции с учетом требований в поручении Президента Российской Федерации;
       включить ООО «НПЦ «Авиационные системы», Роспатент и ФИПС в состав разработчиков и исполнителей концепции;
       в качестве показателей для включения объектов интеллектуальной собственности в концепцию технологического развития следует использовать требования, установленные ПБУ-14/20074 и ФСО № 115;

       4 Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ-14/2007), утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 153н.
       5 Федеральный стандарт оценки «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности» (ФСО № 11), утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 386.
       рассмотреть вопрос о создании и возобновлении деятельности в структуре Минпромторга России коммерческой организации «Лицензинторг» и его подразделений в странах Евразийского экономического союза и других дружественных государствах.
       С учетом остроты ситуации, связанной с введенными странами Запада запретами на использование в России зарубежной авиатехники, следует включить в перечень наиболее перспективных областей развития научных технологий, указанных в концепции, авиационные системы.

Список литературы

       1. Брюнин В.Н. и др. Концепция технологического развития России (проект). М.: АТН РФ, 1992 г.
       2. Гаврилов Э.П. Критические замечания к статье 1225 ГК РФ//Патенты лицензии. Интеллектуальные права. 2022. № 9.
       3. Мухопад В.И. Гистерезис в системе управления интеллектуальной собственностью в российской экономике и его последствия//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2021. № 3.
       4. Павлова Е.А. Комментарий к статье 1225 ГК РФ/В кн.: Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный)/Отв. ред. Е.А.Павлова. М.: ИЦЧП, 2018.
       5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ-14/2007), утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 153н.
       6. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года, утв. Правительством Российской Федерации 3 января 2014 г.
       7. Поручение Президента Российской Федерации Кабинету министров о разработке и утверждении до 15 декабря 2022 г. Концепции технологического развития Российской Федерации до 2030 года//РИА Новости. 5 сентября 2022 г.
       8. Постановление пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
       9. Федеральный стандарт оценки «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности» (ФСО № 11), утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 386.