вернуться на главную

УДК 347.78

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СИРОТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

       В статье О.А. Рузаковой – докт. юрид. наук, проф. Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, проф. РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва, olalstep@mail.ru), рассматриваются перспективы развития российского законодательства о так называемых сиротских произведениях на основе проекта федерального закона № 411043-8 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части установления порядка использования отдельных объектов авторских и смежных прав, правообладатели которых неизвестны)»1 (далее – проект федерального закона № 411043-8), зарубежного законодательства и правоприменения, что и ранее было предметом изучения на страницах нашего журнала2.
       1 https://sozd.duma.gov.ru
       2 Рузакова О.А., Рузаков А.Б. Проблемы унификации законодательства стран ЕС в области авторского права//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2015. № 1. С. 70–75.
       Ключевые слова: авторское право, смежные права, автор, правообладатель, исключительное право, сиротское произведение.

       PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN LEGISLATION ON ORPHAN WORKS
       In the article of O.A. Ruzakova, Doctor of Law, Prof. Financial University under the Government of the Russian Federation, Prof. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (Moscow, olalstep@mail.ru), the prospects for the development of Russian legislation on the so-called orphan works are considered on the basis of draft federal Law № 411043-8 «On Amendments to Part Four of the Civil Code of the Russian Federation (regarding the establishment of thе procedure for the use of certain objects of copyright and related rights, the copyright holders of which are unknown)» (hereinafter – the draft federal law № 411043-8), foreign legislation and law enforcement, which was previously the subject of study on the pages of our magazine.
       Key words: copyright, related rights, author, copyright holder, exclusive right, orphan work.


       Одним из важнейших аспектов авторского права являются ограничения исключительного права – случаи свободного использования произведения. Возможность определения и некоторые из таких случаев предусмотрены Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений (система трехступенчатого теста), а также другими международными договорами в области авторского права. Наибольшую актуальность в информационную эпоху приобретают процессы оцифровки произведений и их использование в информационно-телекоммуникационных сетях. Проблемы возникают и в связи с созданием онлайновых баз и объясняются развитием интернет-коммуникаций, необходимостью доступа к произведениям науки, литературы и искусства с использованием таких способов и при этом обеспечением прав авторов, которые, однако, могут быть неизвестны, которых невозможно определить, авторы могут не иметь заинтересованности в использовании своих произведений и т.д.
       Порядок определения и установления контактов с автором или иным правообладателем зачастую затруднен в связи с противоречием требования о необходимости регистрации произведений в силу правовой природы авторского права и международных обязательств. Предусмотреть случаи свободного использования произведений в данной области достаточно проблематично. Одним из решений в поисках баланса интересов авторов, иных правообладателей и общества, защиты исключительного права и права общества на информацию за рубежом стали положения директивы ЕС от 25 октября 2012 г. № 2012/28/ЕС «Об определенном разрешенном использовании произведений, не определяемых по субъекту авторского права» (далее – директива), а также законодательство соответствующих стран, которые должны были имплементировать ее положения до 29 октября 2014 г.3.
       3http://eur-lex.europa.eu/Notice.do?val=690791:cs&lang=en&list=690791:cs,681485:cs,681546:cs,681550:cs,680049:cs,678746:cs,629223:cs,628943:cs,622122:cs,620310:cs,&pos=1&page=1&nbl=385&pgs=10&hwords=&checktexte=checkbox&visu=#texte
       В соответствии со ст. 2 директивы произведение или фонограмма причисляется к произведениям-сиротам, если ни один из правообладателей этого произведения или фонограммы не определен, либо один или более правообладателей определены, но не установлено его (их) местонахождение, несмотря на тщательные поиски, проводимые в соответствии со ст. 3 директивы, которая возлагает на государства соответствующие обязанности.
       Директива относится к произведениям и фонограммам, а именно: к произведениям, опубликованным в книгах, журналах, газетах или в другом письменном виде, которые находятся в коллекциях публичных библиотек, образовательных учреждениях или музеях, а также в архивах или институтах кино- и аудионаследия; кинематографическим и аудиовизуальным работам и фонограммам, которые есть в коллекциях публичных библиотек, образовательных учреждениях или музеях, а также в архивах или институтах кино- и аудионаследия; кинематографическим и аудиовизуальным работам и фонограммам, произведенным организациями публичного телерадиовещания до 31 декабря 2002 г. включительно, которые содержатся в их архивах. Использование таких объектов не должно быть связано с коммерческими целями и возможно только для достижения общественно полезных целей, в частности, сохранения, восстановления, обеспечения доступа в культурных и образовательных целях.
       К организациям, которые могут использовать сиротские объекты, относятся публичные библиотеки, образовательные учреждения, а также архивы, институты кино- и аудионаследия и организации публичного телерадиовещания, расположенные в государствах – членах ЕС, для достижения поставленных перед ними общественно значимых целей. Издатели не входят в этот перечень. Организации могут извлекать доходы из такого использования исключительно в целях покрытия своих расходов на оцифровку и опубликование произведений, не определяемых по субъекту авторского права4.
       4 См.: Рузакова О.А., Гринь Е.С. Применение технологии blockchain к систематизации результатов интеллектуальной деятельности//Вестник Пермского университета. Сер. Юридические науки. 2017. № 4. С. 508–520.
       Механизм сбора и аккумулирования денежных средств для автора может быть реализован соответствующей организацией по коллективному управлению, как это сделано в Великобритании, Канаде, Венгрии5. В Израиле сиротские произведения признаются бесхозяйными, и по решению суда права могут перейти соответствующему государственному органу, который будет определять использование объекта6. В Великобритании лицензия действует в течение семи лет, в случае появления автора она сохраняет свое действие на оставшийся срок с выплатой вознаграждения правообладателю7. В Канаде объявившийся автор может требовать выплаты разумной компенсации за пять предшествовавших лет использования сиротского произведения. При этом коллективное управление исключительными правами не может носить договорной характер из-за отсутствия информации о правообладателе.
       5 Orphan Works WIPO Seminar – May 2010 Lecture Summary//http://www.wipo.int/edocs/mdocs/sme/en/wipo_smes_ge_10/wipo_smes_ge_10_ref_theme11_02.pdf
       6 Yael Lifshitz-Goldberg, Hebrew University Jerusalem. Orphan Works//http://www.wipo.int/edocs/mdocs/sme/en/wipo_smes_ge_10/wipo_smes_ge_10_ref_topic11_1.pdf
       7 Рroposals to Сhange WIPO standard St.96 to incorporate copyright orphan works. Document prepared by the UKIPO//http://www.wipo.int/edocs/mdocs/cws/en/cws_4/cws_4_3-annex2.doc

       В некоторых странах названные функции осуществляет государственный орган, например, в Венгрии – патентное ведомство. В Индии в соответствии со ст. 31a Закона об авторском праве8 лицензия на использование бесхозного произведения может быть выдана любому лицу государственным органом – советом по авторскому праву – при следующих условиях: объект лицензии представляет собой неопубликованную индийскую работу, автор умер или неизвестен либо автор (правообладатель) не может быть найден. Если лицензия будет предоставлена, заявитель должен внести на счет государственного органа сумму роялти с тем, чтобы она могла быть выплачена владельцу авторских прав в случае его обнаружения9.
       8 Indian Copyright Act, 1957 (Act № 14 of 1957, as amended up to Act № 49 of 1999)//http://www.wipo.int/wipolex/es/text.jsp?file_id=128097 (дата обращения – 25 апреля 2019 г.).
       9 Дмитриева Г.К., Луткова О.В. Национальные механизмы регулирования трансграничных авторских отношений, объектом которых являются сиротские произведения//Lex russica. 2019. № 11. С. 18–29.

       Проект федерального закона № 411043-8 предусматривает порядок использования некоторых видов объектов авторских и смежных прав, автор или иной правообладатель которых неизвестен, либо нет сведений о его месте жительства (местонахождении), либо неоднократные попытки направить ему юридически значимые сообщения не привели к доставке и ознакомлению с таким сообщением, а также если правообладатель дал согласие организации по управлению правами на коллективной основе на зачисление причитающихся ему средств на номинальный счет. Перечень объектов включает произведения литературы, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фотографические произведения и произведения, полученные способами аналогичными фотографии, музыкальные произведения (с текстом или без), фонограммы и исполнения. В отличие от директивы перечень объектов не включает аудиовизуальные произведения. Это не случай свободного использования объектов интеллектуальных прав, а разновидность управления исключительными правами аккредитованной организацией в силу указания закона, своего рода представительство аккредитованной организацией неустановленных авторов.
       Предлагается поэтапная процедура признания произведений и объектов смежных прав сиротскими. Прежде всего заинтересованное в использовании объекта лицо должно предпринять надлежащие меры по установлению автора или правообладателя и/или места его жительства или места нахождения. Достаточность таких мер будет в дальнейшем определять аккредитованная организация, которая, получив заявление заинтересованного лица, должна совершить ряд действий по проверке, действительно ли автор или иной правообладатель такого объекта не установлен, и в дальнейшем обязана разместить объявление о поиске этого лица на своем официальном сайте в сети Интернет. По истечении 30 рабочих дней, если правообладатель не будет определен, аккредитованная организация вправе внести сведения об объекте авторских или смежных прав в реестр и общедоступную информационную систему.
       Затем аккредитованная организация вправе заключить с заявителем лицензионный договор на условиях предоставления неисключительной возмездной лицензии, рассчитав предварительно размер вознаграждения, причитающегося автору или иному правообладателю. Лицензиат должен перевести соответствующее вознаграждение на указанный аккредитованной организацией номинальный счет, на котором денежные суммы, причитающиеся неизвестным правообладателям, будут храниться до тех пор, пока указанные лица не будут найдены10.
       10 Пояснительная записка к проекту федерального закона № 411043-8 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части установления порядка использования отдельных объектов авторских и смежных прав, правообладатели которых неизвестны)».
       Основные вопросы, которые могут возникнуть в связи с применением указанного механизма, связаны со злоупотреблением правом как недобросовестных пользователей, так и лжеавторов. На практике важно понять, какие меры будут считаться достаточными для того, чтобы произведение могло быть признано сиротским и включено в реестр таких произведений для использования без согласия правоообладателя. Это важно и для правообладателей, и для их правопреемников, а также контрагентов по договору, которые заключили или в будущем могут заключить договоры о распоряжении исключительным правом. Необходимо определить критерии, которые бы определяли достаточность «надлежащих мер по установлению автора или правообладателя и/или места его жительства или места его нахождения», «неоднократных попыток» связаться с автором, «разумность и достаточность мер по установлению правообладателей», принимаемых организацией по коллективному управлению правами. Высказываются предложения исключить из перечня сиротских произведений произведения, с автором или иным правообладателем которых невозможно связаться, сохранив лишь те, имя или наименование автора (правообладателя) которого не установлено или автор (иной правообладатель) известен, но нет сведений его месте жительства или об адресе юридического лица, которые позволяют направить автору (иному правообладателю) юридически значимое сообщение в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ.
       Среди условий лицензионных договоров, которые по своему усмотрению будет заключать аккредитованная организация относительно сиротских произведений, включая предмет договора (способы использования), – территория, которая может охватывать страны всего мира, где обеспечивается охрана соответствующего объекта, а также сроки, которые могут действовать в течение всего периода охраны объекта. Однако зачастую срок охраны может быть не определен в силу неизвестности автора и даты его смерти. Этот вопрос также нуждается в решении, поскольку охрана произведения не может осуществляться бесконечно, а если объект авторских или смежных прав перешел в общественное достояние, аккредитованная организация обязана перераспределить невостребованное вознаграждение с номинального счета пропорционально находящимся на указанном счете и причитающимся таким бенефициарам денежным средствам. Соответственно, необходим механизм определения срока перехода сиротских произведений в общественное достояние, если автор не будет установлен, например, закрепив 70-летний срок с момента включения произведения в реестр сиротских произведений (с 1 января года, следующего за годом включения произведения в реестр).
       В случае появления правообладателя он вправе расторгнуть лицензионный договор, заключенный аккредитованной организацией, на основании направленного ей письменного уведомления. В этом случае договор прекращается по истечении 10 рабочих дней с момента получения заявления. С целью обеспечения стабильности гражданского оборота было бы целесообразно ограничить действие лицензионных договоров пятилетним сроком, если сам лицензиат не предлагает меньший срок. На рассматриваемые правоотношения распространяется действие положения второго абзаца п. 1 ст. 1243 ГК РФ, в соответствии с которым организация по управлению правами на коллективной основе не вправе отказать пользователю или иным лицам, на которых ГК РФ возлагается обязанность по уплате средств для выплаты вознаграждения, в заключении договора без достаточных оснований.
       При этом учитывая, что лицензиат в соответствии с неисключительной лицензией не обладает правом на защиту от нарушений исключительного права в соответствии со ст. 1254 ГК РФ, а правообладатель неизвестен или не определяем, лицензиат вправе обратиться с требованиями из договорных отношений к аккредитованной организации, которая обязана принять меры по защите нарушенного права в соответствии с п. 5 ст. 1242 ГК РФ.
       Проблемным является и вопрос с так называемыми лжеавторами, например, относительно фотографий, которые объявились в целях получения вознаграждения и создания проблем лицензиатам, с которыми заключены договоры. Эта проблема касается не только механизма сиротских произведений, но и в целом защиты прав авторов фотографий. Отказываясь представлять какие-либо доказательства своего авторства на произведения, авторы ссылаются на положения п. 4 ст. 1259 ГК РФ и п. 2 ст. 5 Бернской конвенции, согласно которым возникновение авторских прав и их осуществление не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей. Отсутствие необходимости регистрации авторского права для предоставления правовой охраны не снижает важности проблематики, связанной с подтверждением авторства в гражданском, арбитражном процессе, созданием и обеспечением функционирования систем фиксации и учета таких прав и особенно в связи с использованием произведений в цифровой форме11.
       11 Новоселова Л.А., Рузакова О.А. Значение и функции регистрации авторских прав в Российской Федерации и за рубежом//Вестник Пермского университета. Сер. Юридические науки. 2017. № 3. С. 334–349.

Список литературы

       1. Дмитриева Г.К., Луткова О.В. Национальные механизмы регулирования трансграничных авторских отношений, объектом которых являются сиротские произведения//Lex russica. 2019. № 11.
       2. Новоселова Л.А., Рузакова О.А. Значение и функции регистрации авторских прав в Российской Федерации и за рубежом//Вестник Пермского университета. Сер. Юридические науки. 2017. № 3.
       3. Рузакова О.А., Гринь Е.С. Применение технологии blockchain к систематизации результатов интеллектуальной деятельности//Вестник Пермского университета. Сер. Юридические науки. 2017. № 4.
       4. Рузакова О.А., Рузаков А.Б. Проблемы унификации законодательства стран ЕС в области авторского права//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2015. №?1.
       5. Orphan Works WIPO Seminar – May 2010 Lecture Summary//http://www.wipo.int/edocs/mdocs/sme/en/wipo_smes_ge_10/wipo_smes_ge_10_ref_theme11_02.pdf
       6. Proposals to Change WIPO standard St.96 to incorporate copyright orphan Works. Document prepared by the UKIPO//http://www.wipo.int/edocs/mdocs/cws/en/cws_4/cws_4_3-annex2.doc
       7. Yael Lifshitz-Goldberg, Hebrew University Jerusalem. Orphan Works//http://www.wipo.int/edocs/mdocs/sme/en/wipo_smes_ge_10/wipo_smes_ge_10_ref_topic11_1.pdf