вернуться на главную

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ КОНТРАФАКТА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА В РОССИИ

       В статье Е.Н.Петрова – канд. техн. наук, магистра юриспруденции, доцента кафедры патентного права и правовой охраны средств индивидуализации РГАИС и О.В.Ревинского – канд. юрид. наук, проф. кафедры патентного права и правовой охраны средств индивидуализации РГАИС (o_revinski@mail.ru, Москва), рассматриваются возможные опасности от параллельного импорта лекарств, разрешенного в настоящее время в России.
       Ключевые слова: параллельный импорт, лекарство, контрафакт.

       COUNTERING THE SPREAD OF COUNTERFEIT GOODS IN THE IMPLEMENTATION OF THE PARALLEL IMPORT MECHANISM IN RUSSIA
       In the article of E.N.Petrov, PhD, Master of Jurisprudence, Associate Professor of the Department of Patent Law and Legal Protection of Means of Individualization of the Russian State Academy of Intellectual Property (RGAIS) and O.V.Revinski, PhD, Professor of the Chair of Patent Law and Legal Protection of Means of Individualization of RGAIS (Moscow, o_revinski@mail.ru), the possible dangers from parallel import of medicines currently permitted in Russia are considered.
       Key words: parallel import, medicine, counterfeit.


       В нашей недавней статье1 о легализации параллельного импорта отдельных видов продукции в Российской Федерации в связи с санкциями западных стран упоминалось, что реализация механизма параллельного импорта неизбежно приведет к увеличению доли контрафактной продукции на российском рынке. Такой прогноз прежде всего связан с импортом определенного вида «брендового» товара на таможенную территорию Российской Федерации без разрешения правообладателя.
       1 Петров Е.Н., Ревинский О.В. Параллельный импорт фармацевтической продукции в России: превращение мифа в реальность//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2022. № 7. С. 2.
       В особенности это касается продукции и товаров, которые прежде длительное время использовались на российском рынке: фармацевтическая продукция, одежда, обувь, электронная техника (гаджеты), запасные части для автомобилей, авиационной техники, специальной и строительной техники, автомобильные покрышки и т.д. Ни для кого не секрет, что и ранее эти виды продукции появлялись на российском рынке как контрафакт. Однако контрафактные одежда, электроника или автомобильные покрышки, если и наносят ущерб (и даже ощутимый!), то он в первую очередь касается кошелька граждан, тогда как контрафактные лекарства могут угрожать их здоровью.
       Как отмечалось в одном из докладов2 на прошедших в Санкт-Петербурге XXIII коллегиальных чтениях, снабжение лекарствами российских граждан обсуждалось в Москве 27 января 2022 г. на конференции «Интеллектуальная собственность на фармацевтическом рынке: как обеспечить россиян инновационными препаратами»3 с участием представителей Минпромторга России, Минэкономразвития России, Роспатента и многих фармацевтических компаний. Участники в ходе дискуссии обсуждали повышение эффективности нормативной базы в сфере защиты интеллектуальных прав, в частности, законопроект о фармацевтическом реестре, с целью найти баланс между необходимостью защиты прав и доступностью лекарств.
       2 Ишинов И.Ю., Травушкина Л.Ф. Интеллектуальная собственность и параллельный импорт лекарств/В сб. докл. науч.-практ. конф. «Петербургские коллегиальные чтения – 2022»: «Интеллектуальная собственность: теория и практика». Санкт-Петербург, 29 июня – 1 июля 2022 г./Под ред. Ю.И.Буча. СПб.: изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2022. С. 44.
       3 Интеллектуальная собственность на фармацевтическом рынке//https://bc.rbc.ru/event/ 61e7cd869a7947f9c3fa5b3d

       Введение западных санкций и последовавшее принятие постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2022 г. № 5064, легализовавшее параллельный импорт лекарств, заставило обратить серьезное внимание на качество ввозимых препаратов. Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2022 г.5 установлен специальный порядок регистрации ввозимых в Российскую Федерацию лекарств, действующий до конца с. г.
       4 Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2022 г. № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы».
       5 Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. № 593 «Об особенностях обращения лекарственных средств для медицинского применения в случае дефектуры или риска возникновения дефектуры лекарственных препаратов в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера».

       С другой стороны, неоднозначность сложившейся ситуации обусловлена еще и тем, что иностранные фармацевтические компании, стремясь не терять прибыль на российском рынке, стараются проталкивать свои лекарства, подкупая медицинских работников, о чем рассказал директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Ю.А.Чиханчин 27 июня с. г. на встрече с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным6. Здесь также большой простор для появления контрафакта.
       6 Стенограмма встречи Владимира Путина с Юрием Чиханчиным//http://prezident.org/tekst/stenogramma-vstrechi-vladimira-putina-s-yuriem-chihanchinym-27-06-2022.html
       Таким образом, сегодня с уверенностью можно утверждать, что в Российской Федерации складываются все условия для увеличения объема распространения контрафактной продукции на потребительском рынке, так как из-за экономических причин покупательная способность российских потребителей значительно снизилась. Они стали искать на рынке более выгодные ценовые предложения, и, естественно, такой подход не мог не привести к стремлению сэкономить и, как следствие, способствовать приобретению контрафактной продукции.
       Еще во время кризиса 1998 г. Российская Федерация столкнулась с проблемой контрафакта и фальсификата в глобальных масштабах, когда уровень распространения контрафактной продукции на рынке зашкаливал. В указанный период в отдельных сегментах рынка доля контрафакта составляла 60%, что потребовало принятия срочных правовых и организационно-технических мер.
       По оценкам специализированных экспертных организаций, одной из которых явилась «Deloitte&Touche», общие потери бюджета Российской Федерации в 2000 г. достигали 1 млрд долл. в год!7. Все это потребовало изменения подходов к решению проблемы контрафакта в стране и в том числе привело к созданию специализированных организаций, объединяющих усилия крупных международных и отечественных компаний с целью их взаимодействия с государственными органами в вопросах правоприменения, разработки мер противодействия распространению контрафакта и информирования потребителей, и этот подход оправдал себя.
       7 Коммерсант. 2000. № 120. С. 4.
       В указанный период была выполнена колоссальная работа в сфере отечественного законодательства, его совершенствования в соответствии с требованиями времени: в 2002 г. были приняты поправки в закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Затем были внесены коррективы в УК РФ, КоАП РФ и УПК РФ. В 2003 г. вступил в силу обновленный Таможенный кодекс Российской Федерации, который в свою очередь активизировал усилия в сфере охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность. Впоследствии все эти правовые источники подвергались многочисленным редакциям, обеспечивающим их эффективное правоприменение.
       Предпринятые меры позволили к 2010 г. снизить уровень контрафакта в Российской Федерации. Однако затем эта тенденция изменилась, и через пять лет вновь стал наблюдаться рост контрафакта на российском рынке, что наряду с экономическими причинами (ценовым фактором – экономии при приобретении товара обычным потребителем) было связано и с расширением Евразийского экономического союза. В тот период в Российской Федерации уже были отработаны механизмы противодействия контрафакту, но не было ясно, каким образом они работают в Казахстане и Киргизии, имеющих протяженную общую сухопутную границу с Китайской Народной Республикой, – крупнейшим в мире производителем контрафакта. Данное обстоятельство необходимо учитывать и сегодня, когда через границы этих стран пойдет большой объем товаров на российский рынок.
       Особое значение в связи с легализацией параллельного импорта в Российской Федерации в настоящее время приобретает понятие «контрабанда». Как известно, в 2011 г. была декриминализирована ст. 188 УК РФ «Контабанда», ее вообще исключили из УК РФ, а все нарушения, относящиеся к недекларированию или недостоверному декларированию крупных партий товаров, не связанные с неуплатой таможенных платежей, квалифицировали по ст. 16.2 КоАП РФ. Понятие «контрабанда» стали применять только к перемещению через границу особо опасных предметов (сильнодействующих веществ, ядов, наркотических средств, психотропных веществ, оружия, взрывчатки, ядерных материалов и т.д.), стратегически важных ресурсов и товаров.
       Однако через четыре года, в 2015 г., УК РФ дополнился ст. 200.2 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий». Таким образом, законодательство Российской Федерации в области защиты интеллектуальной собственности было хорошо проработано, и основные его положения могут успешно применяться и в настоящее время с обязательной корректировкой и уточнением.
       Отметим, что в прежние времена в сетевой торговле, когда товары в Российской Федерации поставлялись крупными ритейлерами, контрафакт практически не встречался. Это было связано с их высокой ответственностью за свою продукцию, ее имиджевую и репутационную составляющую, а также с высоким уровнем организации противоконтрафактных мероприятий. Отдельные случаи проявления контрафакта были связаны с недобросовестностью некоторых сотрудников на местах. В основном контрафакт появлялся на стихийных потребительских розничных рынках.
       В настоящее время, учитывая очень высокий уровень развития современных технологий производства оборудования для упаковки и нанесения информации полиграфическим способом, производители контрафакта могут выпускать продукцию, внешне значительно приближенную к оригиналу, но низкого качества. Поэтому в отсутствие специалистов на местах реализации товара на рынке необходим информированный потребитель, обладающий определенными знаниями и навыками идентификации такой продукции с помощью обычных бытовых технических средств (например, мобильных телефонов и технических средств защиты, размещенных на товарах). Важно, чтобы обычный потребитель товара, поступающего в Российскую Федерацию по параллельному импорту, занимал активную информационную позицию и не пытался объяснить себе и окружающим несоответствие качества приобретенного товара тем, что он не отвечает высоким критериям товара известного бренда, а исключительно тем, что производитель специально снизил качество товара, чтобы оптимизировать его стоимость именно на российском рынке, что связано со сложившейся экономической ситуацией и снижением покупательной способности населения.
       Сегодня, как и раньше, потребители по-разному относятся к приобретению контрафакта. Потребители с невысокими доходами, ориентированные главным образом на цену товара, осознанно приобретают такой товар, например, одежду, обувь, а вместе с тем, как они полагают, и интеллектуальную составляющую продукции – известный бренд. Однако при этом, если контрафактная продукция относится к лекарственным средствам, продуктам для питания, парфюмерии, косметике, моющим гигиеническим средствам, подавляющее большинство потребителей такую продукцию приобретать вообще не будут, поскольку срабатывает инстинкт самосохранения.
       В условиях импортозамещения, как уже отмечалось, параллельный импорт находящихся под санкциями товаров, прежде всего товаров легкой промышленности, маркированных известными брендами, будет неизбежно конкурировать с производителями качественных отечественных товаров аналогичной товарной номенклатуры, производство которых организовано или еще предстоит организовать у нас в стране для обеспечения ее национальной и экономической безопасности. Это еще раз подтверждает важность и актуальность борьбы с контрафактом сегодня.
       В заключение отметим, что в Российской Федерации в ряде отраслей промышленности и экономики к настоящему времени удалось эффективно решить проблему контрафакта. Например, объем поддельных табачных изделий практически сведен к нулю. Значительно снижено количество подделок на рынке чая, кофе и алкогольной продукции, что было обеспечено специальными правовыми и организационно-техническими мерами. Фактически ряд важных вопросов, связанных с контрафактом в Российской Федерации, прошедшей большой путь от стихийных уличных рынков до современной сетевой розничной торговли, решен, осталось только правильно распорядиться полученными результатами.

Список литературы

       1. Интеллектуальная собственность на фармацевтическом рынке//https://bc.rbc.ru/event/61e7cd869a7947f9c3fa5b3d
       2. Ишинов И.Ю., Травушкина Л.Ф. Интеллектуальная собственность и параллельный импорт лекарств/В сб. докл. науч.-практ. конф. «Петербургские коллегиальные чтения – 2022»: «Интеллектуальная собственность: теория и практика». Санкт-Петербург, 29 июня – 1 июля 2022 г./Под ред. Ю.И.Буча. СПб.: изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2022.
       3. Петров Е.Н., Ревинский О.В. Параллельный импорт фармацевтической продукции в России: превращение мифа в реальность//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2022. № 7.